Пятибалльная система оценок себя изжила? или Нужна ли нам оценка "единица"?

В некоторых школах Иркутска учителям не рекомендовано ставить своим ученикам низшую оценку

Реформы, захлестнувшие в последнее десятилетие страну, не обошли стороной и сферу образования. Особенно ярким модернизатором выступил Владимир Филиппов, министр образования РФ до 2004 года. Именно им были высказаны идеи насчет перехода средней школы на 12-летнее образование, внедрение профильного образования и единого государственного экзамена. Однако до сей поры все эти новшества коснулись лишь немногих школ, и то в качестве эксперимента.

Что случилось с нововведениями
К примеру, уже к 2003 году все школы должны были стать профильными. А дети, отправившиеся в 1-й класс в 2001 году, должны были закончить обучение только в 2013 году. Когда об этом объявили, многие родители так переволновались, что отправили своих дочек и сыновей в школу с 6 лет. Эта реформа, как объявил Андрей Фурсенко, нынешний министр образования и науки РФ, на сегодня пока приостановлена.
Что касается профильного обучения, то в Иркутской области оно постепенно вводится в отдельных учебных заведениях. Многие родители могут сказать, что и у них в школе обучение профильное. Возможно, но не в полной мере. Ведь в профильной школе должны быть и преподаватели специальные. Они должны быть не обычными учителями, а педагогами, прошедшими переподготовку и получившими свидетельство с квалификацией "педагог профильной школы", а также иметь 15-й разряд в тарифной сетке и ученую степень магистра педагогических наук. Пока таких специалистов в нашем регионе явно не хватает.
В довершение ко всему в прошлом учебном году в центральной прессе появилась ошеломляющая информация: пятибалльная система оценок отменяется. Когда и каким образом — сказано не было. Журналисты ссылались на заявление министра Филиппова. А месяц назад преподаватели некоторых школ, лицеев, гимназий Иркутска получили распоряжение от своего руководства: не ставить оценку "единица". Объяснение такое: кол травмирует психику ребенка и отрицательно сказывается на успеваемости всей школы.
Руководство этих школ по-разному объясняют причину своей просьбы. Одни сослались на распоряжение Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области. Другие — на то, что эта оценка сильно травмирует психику ребенка. Третьи вообще сказали, что единица — это миф, давно уже никто ей не пользуется.
У самих учителей на этот счет совсем другое мнение. Они считают, что не единица травмирует психику ребенка: ведь если ее не будет, то самая низшая оценка — двойка. Но как себя почувствует ребенок, получивший двойку за работу с ошибками, если его сосед получил ту же двойку за то, что вообще ничего не сделал. Если нам кажется, что разницы нет, то специалисты, напротив, подчеркивают: наличие или отсутствие этой оценки влияет на общую успеваемость. Отсюда и статистика становится лучше, и школа на общем фоне выглядит красивее.
Ничего меняться не будет
На уровне Минобразования дело обстоит так. Хотя в прессу и просочилась информация об отмене пятибалльной системы, на следующий же день она была опровергнута самим же Филипповым: "Варианты об использовании взамен пятибалльной системы какой-то другой в экспериментальном порядке отрабатываются уже много лет, но ни разу министерство не обсуждало каких-либо конкретных предложений о переходе в ближайшие годы на одну из систем". Что бы ни было, но факт остается фактом: пятибалльная система оценки остается единственной в России. Следовательно, и в Иркутске.
За разъяснениями мы обратились к Наталье Красновой, главному специалисту общего отдела ГУО и ПО Иркутской области.
— Никаких распоряжений мы, естественно, не давали, но преподавателям надо не жаловаться, а заглянуть в Закон "Об образовании". В каждой школе есть свой устав. И если в нем прописана четырехбалльная система оценок — значит, все законно. Ведь устав принимается всеми педагогами. Никто их принудить не может. Вот если в уставе этого нет, тогда другое дело.
Ответ специалиста удивил. Выходит, успеваемость того или иного ученика будет признана удовлетворительной, даже если он заслуживает единицы? Мы попросили разъяснить ситуацию еще одного специалиста — Виктора Басюка, начальника департамента образования Иркутска.
— Виктор Стефанович, действительно ли в уставе школы можно прописать любую систему оценок?
— Нет. В нашей стране законна лишь одна система оценок — пятибалльная. Пока ее никто не отменял.
— В каких случаях учитель может не ставить оценку 1 или 2?
— Разрешается вообще не ставить оценок по творческим дисциплинам — рисованию, пению, физической культуре, труду.
— Может ли преподаватель обратиться за разъяснениями в департамент образования, если его руководство запрещает ставить низшую оценку?
— Конечно.

Метки:
baikalpress_id:  1 789