Почему растут цены на бензин

Цены на топливо неуклонно растут. Розничная стоимость бензина в Иркутске уже превысила таковую в США. Аналитики объясняют данную тенденцию разными причинами: это и рост мировой цены на нефть, и увеличение спроса, и повышение тарифов на транспортировку и электроэнергию. Кроме того немаловажную роль в этом процессе играет сезонность, посевная и уборочная страда, массовое возвращение народа из отпусков.

Похоже, иркутяне уже смирились с ростом цен на топливо: скандалов на заправках в последнее время не наблюдается. Если раньше при малейшем удорожании бензина автолюбители крыли заправщиков на чем свет стоит, то сейчас большинство воспринимает рост цен как должное и даже с юмором (правда, черным).
По словам одного иркутского водителя, проведшего за баранкой много лет, механизм роста цен на бензин ему до сих пор не ясен, но есть свои приметы — весной и осенью топливо дорожает.
— Это происходит из года в год, и, по-моему, к такому положению дел уже все давно должны привыкнуть, — говорит Андрей Михайлович, водитель старенькой "Волги". — Я никогда не задавался вопросом, почему это происходит. Наверное, потому что это кому-то выгодно.
Несмотря на то что цены на бензин постоянно растут, спрос не уменьшается. С каждым годом автомобилей в Иркутске становится все больше. Поэтому и очереди на заправках в настоящее время не редкость, хотя на обслуживание одного клиента уходит лишь несколько секунд. Специалисты считают, что очереди сохранятся даже при значительном повышении цен на топливо.
Иркутские продавцы топлива рассказали "СМ Номер один", что основная причина роста цен на топливо состоит даже не в том, что повышается мировая цена, и не в том, что приходит осень и начинается ажиотажный спрос. Причина гораздо прозаичнее: в России наблюдается острый дефицит топлива. Только в Иркутской области ежегодно регистрируется до 50 000 новых автомобилей. Растет парк маршруток — а они, как известно, потребляют столько же топлива, сколько 10 владельцев обычных легковушек. Растет производство древесины в регионе — растет и парк лесовозной техники, также потребляющей топливо день и ночь.
Нефтеперерабатывающие комбинаты страны загружены на 30—50% мощности. В настоящее время гораздо выгоднее продавать сырье, и большая часть добытой нефти идет на экспорт. В стране перерабатывается лишь то, что необходимо населению. Крупные нефтепромышленные компании в первую очередь стараются снабдить топливом автозаправочные станции, чтобы не допустить бензинового кризиса. И если попытаться позвонить в одну из таких компаний и попросить продать несколько тонн бензина, ответ будет однозначен: топлива нет. И происходит это вовсе не оттого что компании не хотят продавать бензин. А оттого что нефть ушла на экспорт и оставшаяся на переработку в России ее часть ничтожно мала.
В сложившейся ситуации автозаправщики винят в основном правительство. Оно, дескать, должно ввести такие квоты на экспорт нефти, чтобы ее было выгоднее перерабатывать и продавать внутри страны.
Действительно, проблема вполне ясна, и ее можно урегулировать, используя государственные рычаги. Однако государство бензиновую проблему замалчивает, будто ее и нет. И такому поведению можно найти объяснение, если несколько шире посмотреть на историю вопроса.
Правительство России является чуть ли не единственной структурой в стране, которой выгодны высокие цены на бензин. Во-первых, оно исправно получает налоги с экспорта нефти и это позволяет ему без проблем формировать доходы бюджета и оплачивать социальные программы в стране. Во-вторых, в правительстве просто нет специалистов, способных быстро и качественно провести реформу нефтяной отрасли. В-третьих, отказавшись от части "нефтяных" денег, правительство вынуждено будет найти новые доходы для бюджета страны, а заниматься этим, похоже, всерьез никто не собирается.
Так что автолюбителям, видимо, придется или смириться с возросшими расходами на бензин, или начать пересаживаться на более экономичные автомобили, или активнее требовать от правительства мер по снижению цен на бензин в стране.

Загрузка...