Почтовые ящики в подъездах почте не принадлежат

Заменить их на новые могут только ЖКХ

Для многих газет количество подписчиков — самый важный показатель популярности и успеха. Но доставляет газету читателю почтальон — именно почта организует и проводит подписные кампании по всей стране. Как работает почта нашей области, с какими проблемами приходится сталкиваться, мы расспросили директора УФПС Иркутской области филиала ФГУП "Почта России" Демидова Геннадия Михайловича.

— Геннадий Михайлович, подписная кампания второго полугодия завершается, каковы результаты?
— Подписка на периодические издания — одна из главных сторон нашей деятельности. Тиражи газет — это наши рабочие места — сохранение нашего штата почтальонов, сети отделений почтовой связи. Я доволен состоянием подписки на второе полугодие 2004 года. Как правило, летняя подписка идет хуже, чем предновогодняя, — люди уезжают в отпуск, проводят время на даче, студенты едут на каникулы. Обычно прирост тиражей получается именно зимой, а летом главное — сохранить тираж. Мы наверняка по подписке на второе полугодие достигнем уровня первого полугодия, это очень хороший результат. В абсолютных цифрах разовый ежемесячный тираж газет и журналов у нас более полумиллиона, 530 000 — 540 000 экземпляров мы наберем.
У почты есть возможность отказать издателю, который имеет дурную репутацию?
— Есть возможность, и мы это практикуем. Например, если какое-то издательство на протяжении года не выпускает газету, а на следующий год опять объявляет ее в подписном каталоге, в почтовых отделениях из каталогов это издание вычеркивают. Получаешь сводку из Москвы, там на нескольких страницах (до полутора тысяч наименований изданий!) перечислены те, которые не выходят. А перед клиентами ответственность несем мы, деньги за издания принимает почта, приходится извиняться перед людьми, объясняться, возвращать деньги. Мы стараемся подписчика не потерять.
За что платит человек, когда подписывается на газеты?
— Вот "СМ Номер один" — это самостоятельная газета, она не получает никаких дотаций, в отличие, например, от "Восточно-Сибирской правды". И почта — тоже предприятие, которое не получает дотаций и кормит себя самостоятельно. Цена почтовой услуги одна для всех изданий, она складывается из стоимости бланков, квитанций, расходных материалов, электроэнергии, заработной платы работников, транспортных услуг, бензина и многих других расходов.
Невзирая на инфляцию, цены мы меняем не раз в полугодие, а раз в год, чтобы скачки цен не отпугнули читателей. Кстати, у нас есть аналитические данные со всей России. Например, в Московской области стоимость подписки в три раза выше, чем у нас.
Вы даете скидки ветеранам, инвалидам и всем — во время подписки. Как вы находите ресурсы для снижения цены?
— Делаем мы это для того, чтобы сохранить подписчика. Больше всего подписчиков среди пенсионеров, ветеранов, пожилых людей, которые хотят получать прессу регулярно, которым трудно дойти до киоска, у которых сформировалась привычка к чтению. Скидки мы даем за свой счет, в пределах своего уровня рентабельности; не получая доходов, получаем постоянных клиентов.
Как областное управление почтовой связи контролирует ход подписки?
— Наши работники постоянно ездят в командировки, по десятидневкам мы собираем сводки с почтамтов, анализируем данные по кредиту, досрочной подписке, сравниваем с данными предыдущего полугодия, выводим процент выполнения плана. Например, данные на 10 июня — есть благополучные районы, где план уже выполнен, например Боханский район, Железногорск, Усть-Орда, Усть-Уда, Тайшет; а в Иркутске подписка пока отстает, это повод для беспокойства, ведь 1% подписки в Иркутске — это практически вся подписка в Жигаловском районе. Когда приходят сводки из Москвы, интересно сравнивать, анализировать.
Какие усовершенствования и реформации происходят в современной почте?
— Самое главное — с 1 мая 2004 года наше управление почтовой связи перешло в состав Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", теперь мы — филиал. Это разумное преобразование, потому что почта — единая сеть, единые правила, единое целое. Идет процесс реструктуризации, который, думаю, всем будет полезен.
В Москве заключаются договоры с корпоративными клиентами, появляются новые услуги. Например, Москва заключает договор с банком, который выделяет кредиты. Люди получают кредит, а для того чтобы ежемесячно его возвращать, нужно иметь доступ к банку. А на территории его района, допустим, этого банка нет. Он может прийти на почту и переводом отправить деньги, при этом заплатит 1% от суммы. Такие новые услуги почта сможет оказывать после реструктуризации.
Мы внедряем новые программы, к примеру "Киберденьги", "Киберпочта". Практически при каждом отделении почтовой связи есть пункты коллективного пользования электронной почтой. Человек, у которого нет дома компьютера, может прийти и за небольшие деньги воспользоваться Интернетом, электронной почтой, выполнить какую-то работу. У нас есть свои интернет-кафе в Ангарске, Братске, Иркутске. Сейчас внедряется новая система регистрации прохождения регистрируемых заказов. Например, местоположение заказного письма сразу можно будет отследить в режиме online.
Какие трудности приходится преодолевать почтовикам?
— Трудности есть. Если взять участок доставки, самой главной проблемой является состояние абонентского хозяйства в городах. Вы знаете, что представляют из себя почтовые ящики в наших подъездах. Только там, где есть кодовые замки, в новых домах, где подъезд замыкается, состояние ящиков более приглядное. Это, кстати, сказывается и на количестве подписчиков в городе. Газета стоит дорого, а из старых сломанных ящиков ее могут украсть, сжечь... Но мы не можем ничего сделать, потому что это не наше имущество, по закону ящики — собственность жилищно-коммунальных хозяйств. Мы, конечно, делаем отдельно мелкий ремонт ящиков по заявкам жителей. Но заменить их невозможно. Есть надежда, что ситуация может измениться благодаря реформе ЖКХ.
Если взять участок перевозки, то сложность заключается в том, что состояние автопарка ухудшается. У нас свои железнодорожные вагоны, автомобили, раньше были свои катера. Автопарк большой — 400 автомобилей, он стареет, мы стеснены в средствах на его обновление.
Под началом областного управления "Почты России" работает более 7000 человек, как на большом заводе. Только этот "завод" географически раскидан по всей Иркутской области, и управлять таким большим предприятием достаточно сложно. Административного персонала у нас порядка 0,3% от всего количества людей. Это экономисты, бухгалтеры, руководители, специалисты по охране труда, эксплуатации и документообороту, у нас большая статистическая отчетность.
Вы могли бы назвать лидеров подписки?
— Из областных газет — "СМ Номер один", ведомственное издание "Восточно-Сибирский путь", "Копейка", "Комсомольская правда" в пятницу, "12 месяцев", хорошо подписываются на "СПИД Инфо", "АиФ", "Труд".
Как вы относитесь к проведению таких конкурсов, как "Мисс Почта"?
— Нормально отношусь. Это одно из достижений того, что создано единое предприятие "Почта России". Раньше мы проводили профессиональные конкурсы среди почтальонов, водителей, но все это заканчивалось на уровне области. А развлекательного типа мероприятий не было. Здесь недостаточно одного профессионализма, надо быть обаятельной, привлекательной, коммуникабельной, иметь внешние данные. Это совсем другое, но это здорово.
Даже если наша победительница, оператор из Ангарска, не получит в Москве призового места, это создает положительный имидж Иркутской области, это гордость всех семи тысяч человек, работающих в системе почтовой связи. Хоть мероприятие и требует колоссальных усилий, затрат, но это нужно и интересно.

Метки:
baikalpress_id:  20 556