Верблюд в игольном ушке

В Иркутске зафиксировано самое большое количество боевых самолетов под одной крышей

...Вы поднимаетесь по неширокой лестнице, где два взрослых человека вряд ли разойдутся, не задев друг друга. Преодолев четыре пролета и небольшой коридорчик, оказываетесь перед вполне обычной дверью. Слева и справа — точно такие же, за которыми находятся обычные учебные классы. Но, открыв центральную дверь, вы обнаружите огромный зал. В нем очень неплохо разместились еще один учебный класс и... три настоящих боевых самолета, макеты авиационного вооружения и множество различных авиационных узлов и агрегатов. Всякого, кто впервые оказывается здесь, уже через несколько секунд начинает мучить вопрос: а как попали сюда эти громадины?

Свято место пусто не бывает
Рассказывают, что давным-давно, когда иркутское юнкерское училище ковало кадры еще для царской армии, в этом большом зале была полковая церковь. После того, как в тридцатые годы на месте юнкерского училища была основана военная авиационная школа механиков, помещение бывшей церкви стало использоваться по другому назначению. Уже тогда здесь появились первые самолеты.
За семьдесят с лишним лет истории авиационного вуза его главная аудитория переоформлялась всякий раз, когда на вооружение ВВС принимался новый тип авиационной техники. Так что в этом зале побывали и фанерно-перкалевые аэропланы с поршневыми моторами, и первые реактивные "ласточки", и современные сверхзвуковые крылатые машины. Общий счет установленных здесь самолетов уже давно ведется десятками. Практически неизменным оставался "секретный" способ установки воздушных колоссов внутри помещения с явно неподходящими для этого окнами и дверями. И совершенно не изменился психологический эффект, производимый как на первокурсников, так и на заезжее высокое начальство. Фраза, которой они обычно выражают свои первые эмоции, все семь десятилетий звучала примерно одинаково: "Ох, ничего себе!"
Нечто подобное, только по-английски, произнес и нынешний Госсекретарь США Колин Пауэлл. В начале 90-х годов этот джентльмен, будучи простым американским четырехзвездным генералом и начальником каких-то штабов, посетил Иркутск с официальным визитом. В рамках своего визита генерал побывал и в авиационно-инженерном училище. Естественно, ему показали зал, заставленный боевыми самолетами. Пауэлл был поражен и, как рассказывают очевидцы, тоже поинтересовался: как все это сюда попало? Но эту военную тайну американскому гражданину рассказывать не стали.
Как это делают
Установку самолетов в этом зале можно сравнить с задачей строительства кораблика в бутылке. Все элементы вносятся по частям и собираются внутри. Проблема только в том, что самый маленький элемент фюзеляжа самолета гораздо больше любого из имеющихся в зале окон, шире и выше любой из дверей. Тогда как?! Новичкам частенько заливают байку о разборном потолке, через который-де и загружают краном все эти крупногабаритные грузы. Некоторые охотно верят, потому что другого объяснения, кажется, быть не может!
На самом деле все гораздо проще и оригинальнее. Разбирается не потолок, а стена. Точнее, освобождается бывший проход с бывшей парадной лестницы в бывшую церковь... Тогда через главный вход по настеленным по ступенькам лагам начинают подъем самолетов. При этом используются ручные лебедки, ломы, колодки и традиционная помощь "какой-то матери". Затем, когда все части самолета оказываются внутри, проход вновь закрывается и приобретает вид монолитной стены.
Долгие годы с внешней стороны этого зала стоял сменяемый каждые два часа часовой и охранял боевое знамя училища. Здесь находился пост N 1. Сейчас от поста остались только застекленные шкафы для знамени и небольшое пространство, огороженное цепочкой. В сущности, только эти декорации и маскируют огромную дверь, через которую время от времени вносят и выносят военные самолеты.

Загрузка...