Что такое бакалавриат? Слухи и правда

Высшее образование можно получить, потратив меньше времени, к тому же диплом будет международного образца

С приближением горячей поры — вступительных экзаменов — абитуриенты 2004 года начинают лихорадочно изучать различные брошюрки иркутских вузов, посещать дни открытых дверей. В каждом отдельном случае приходится тщательно разбираться — во всех вузах разные условия, а выбирать профессию приходится надолго, иногда на всю жизнь. А тут еще новый для нас стандарт западного образования — бакалавриат. Что он означает, мы и попробуем объяснить.

Вполне естественно, что это новшество заставляет относиться к себе с осторожностью. Разнообразные слухи, заблуждения и непросвещенность в этом вопросе тоже играют отрицательную роль. Большинство родителей, не проникшись особым доверием к новому образованию, советуют своим детям не рисковать.
В первую очередь всех пугает такое распространенное заблуждение, что бакалавриат — это уже не высшее образование. Аргументируют это утверждение родители и абитуриенты тем, что обучаться по этой системе надо только четыре года, а не пять, как на специалитете (так называется стандартная система обучения в высшем учебном заведении. — Прим. авт.). И поэтому в народе бакалавриат окрестили неполным высшим образованием.
На самом деле беспокоиться по этому поводу не стоит. Те студенты, которые учатся на бакалавриате, получают самое обычное высшее образование, просто иным путем. Многие дотошные родители и в этом видят подвох: "Раз учиться на год меньше, чем обычно, — делают они выводы, — значит, и знаний ребенок получает меньше".
Это заблуждение тоже стоит развеять. Программа, по которой учатся студенты-бакалавры, действительно несколько отличается от традиционной программы. Даже вернее сказать, не сама программа, а некоторые предметы. Например, студентам-филологам, обучающимся на специалитете, преподают такие предметы, как "Русская литература", "Зарубежная литература", "Введение в филологию". А бакалавры изучают эти же предметы, но в более обширном плане: "Русская литература и культура", "Зарубежная литература и культура", "Введение в науку филологию".
Что касается объема часов, то он как на специалитете, так и на бакалавриате одинаков. Просто на предметный блок у студентов-бакалавров уделено часов немного меньше по сравнению со студентами специалитета, но они восполняются курсом "Дисциплина по выбору" — здесь часов отведено больше.
Первые два года будущие бакалавры обучаются по общему профилю, то есть за это время их подготавливают как широких специалистов. И только уже на третьем курсе этим студентам необходимо будет определить конкретное направление в образовании. Например, учится студент-бакалавр на гуманитарном факультете — изучает общие предметы по филологии первые два года, а уже затем определяется, по какому плану будет учиться дальше: либо он выберет филологический профиль, либо исторический, либо иностранный язык и т.д.
Таким образом, получается, что для выпускников, которые еще точно не определились с выбором будущей профессии, обучаясь на бакалавриате, есть еще время выбрать что-нибудь за два года общего образования.
Раз не меняется основная программа образования, то, следовательно, нет нужды менять и учебные пособия. Поэтому еще одно заблуждение, которое волнует многих родителей (о том, что для студентов, обучающихся по новой системе образования, придется покупать какие-то новые учебники, новые методические пособия), тоже развеивается.
Какого-то особого преподавательского состава для обучения бакалавров также не требуется: те же профессора и доценты, что обучали когда-то самих родителей, теперь будут обучать и их детей-бакалавров.
Иващенко Валентина Павловна, зам. декана по учебной работе гуманитарного факультета ИГПУ рассказывает, что их студенты-бакалавры в будущем получат дипломы, которые, в сущности, не будут уступать дипломам студентов специалитета:
— Вместо специальности в новых дипломах будет написано "бакалавр филологического образования", а дальше конкретный профиль (например, "русский язык и литература"). Хотя в какой-то степени этот диплом будет иметь даже небольшое преимущество — с ним можно продолжить дальнейшее обучение или устроиться на работу за границей. Дело в том, что бакалавриат — это западный стандарт высшего образования, а отечественное образование (специалитет) и наши дипломы вызывают за рубежом некоторое недоумение. Поэтому с дипломом бакалавра при устройстве на работу за границей проблем не будет.
После окончания вуза бакалавры смогут не только работать по своей специальности, но и заниматься научной деятельностью, так как степень бакалавра считается академической степенью полного высшего образования.
Но тем студентам, которые имеют сильное рвение к учебе, и четыре года обучения покажутся недостаточными. Есть такой вариант: можно после окончания бакалавриата поучиться еще один год и, таким образом, получить специальное образование (т.е. наше традиционное, пятилетнее). Либо поступить в магистратуру, где после двухлетнего обучения можно будет получить высшую академическую степень — магистр.
Вообще магистратуру можно охарактеризовать как нечто среднее между специальностью и аспирантурой. Магистр может заниматься более углубленно научной деятельностью.
В новом для наших иркутских вузов стандарте образования уже есть "первопроходцы" — первокурсница Ирина, будущий бакалавр:
— Попала я на бакалавриат случайно, просто не набрала нужное количество баллов на специалитете, вот и пришлось отдать документы в новую структуру. Сначала я ничего не знала про эту систему образования, а когда нам все подробно рассказали, то оказалось, что ничего страшного, только зря переживала.

Метки:
baikalpress_id:  20 732
Загрузка...