Водителям, попавшим в ДТП, не следует курить в своих машинах

Закон об ОСАГО не стал панацеей от всех бед, он лишь добавил автомобилистам головной боли, считают иркутские адвокаты

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности только усложнил отношения между водителями, попавшими в дорожно-транспортное происшествие, считает Александр Сапожников, известный иркутский адвокат, специализирующийся на ДТП. Если раньше водители договаривались друг с другом при участии госавтоинспекции и в худшем случае суда, то теперь в их споре участвуют еще и сотрудники страховых компаний.

Обычная ситуация нынешнего января, изобилующего, кстати, мелкими дорожно-транспортными происшествиями: водители — участники ДТП — безмятежно покуривают в своих машинах, сотрудники госавтоинспекции делают замеры. Водители уверены, что страховщики непременно возместят ущерб. Довольные герои телероликов "РОСНО попало!" и "Все правильно сделал" призывают к спокойствию и безмятежности.
— Практика показывает, что водители, во-первых, не совсем правильно понимают суть страхования, — говорит Александр Сапожников. — Многие почему-то уверены, что страхуют свою машину. А ведь согласно закону об ОСАГО, страхуется не машина, а ответственность. В декабре ко мне часто приходили люди, в основном мои бывшие клиенты, и спрашивали: где лучше застраховаться? А вам-то какая разница? — объяснял я. — Если даже вас признают виновным, с вашей страховой компанией будет иметь дело другой участник ДТП. Во-вторых, водители почему-то уверены, что страховые компании принесут им деньги на блюдечке с голубой каемочкой, и не предпринимают никаких действий, чтобы попытаться получить страховку.
— А зачем им, собственно, предпринимать какие-то действия? Водитель точно знает, что прав, предварительные выводы инспектора ГАИ подтверждают это. По закону водитель имеет право на компенсацию...
— Специалисты уже неоднократно указывали на то, что закон недоработан, он не учитывает российского менталитета, и я полностью согласен с такой точкой зрения. К сожалению, складывается ситуация, когда страховщики, пользуясь пробелами в законе об ОСАГО, без особого труда находят ниши, чтобы не платить страховку.
— Например?
— Самый простой пример, который касается автовладельцев, не очень внимательно прочитавших договор о страховании. Один из пунктов договора обязывает водителя сообщить страховой компании об инциденте в течение пяти дней после ДТП, а он этого попросту не знает. Он сидит и ждет, когда придут деньги, причем ожидает выплаты от своей страховой компании, хотя, как мы уже говорили, выплачивать ущерб должна та компания, где застраховался другой водитель. Когда наконец выясняется что к чему, поезд уже ушел... И такие случаи уже были.
— Ну тут дело не в пробелах закона, а в элементарной невнимательности...
— А как быть, если водитель пострадал и лежит в больнице? Как ему узнать, в какой страховой компании застраховался другой водитель и каким образом он, переломанный и покалеченный, сможет сообщить о ДТП? А если даже водитель вовремя приходит к страховщикам и сообщает о происшествии, нет гарантии, что у него эти документы примут. Вот реальный пример из нашей практики. ДТП произошло в Черемховском районе. В иркутском офисе страховой компании водителю говорят: вам выдали справку старого образца, мы ее не примем. Водитель едет в Черемхово: ему говорят, а у нас других справок нет. Водитель возвращается в Иркутск, объясняет: в Черемхово есть только такие справки. Страховщики отвечают: тогда мы не примем у вас документы. Получается замкнутый круг. И что, по-вашему, делать водителю?
— Согласен, случай вопиющий, но тут так сложились обстоятельства. Не каждое же ДТП случается в Черемхово...
— Дело тут не в Черемхово и не в отсутствии справок необходимой формы. Просто страховщики ищут любой случай, чтобы не платить страховку. В договоре есть масса оговорок, по которым страховая компания освобождается от своих обязательств: неисправный автомобиль, отсутствие техосмотра, нетрезвое состояние водителя и так далее. В принципе, в любом ДТП можно найти какое-то обстоятельство, которое станет для страховщиков причиной отказа от выплаты, и я знаю, что уже были обращения от страховых компаний к адвокатам с просьбой найти такие обстоятельства.
— То есть вы считаете, что в иркутской практике еще не было случаев, когда страховые компании компенсировали ущерб от ДТП?
— Если речь идет о сумме в три-четыре тысячи рублей, страховщики деньги платят. Но я ни разу не слышал, чтобы водителям компенсировали какую-нибудь шестизначную сумму. Причем страховые компании могут пойти даже на прямое нарушение закона. В законе, например, четко указано, что оценку ущерба водитель проводит у того эксперта, которого он выберет сам. Страховщики, однако, такую оценку не всегда принимают. У нас есть свой оценщик, говорят они. Идите к нему. Понятно, что оценка "своего" эксперта будет настолько заниженной, что водителю денег хватит в лучшем случае на запчасти, а работу автослесаря, краску, моральный ущерб и потерю товарного вида он будет оплачивать из своего кармана.
— Слишком мрачную картину вы рисуете...
— Тем не менее это так и делается легко. Например, износ машины 1992—1993 года выпуска оценивается в 70—80 процентов. Исходя из этого "свой" эксперт и проводит оценку. Но когда вы покупаете крыло, как вы объясните продавцу, что он должен скинуть 80 процентов цены, потому что у вас машина изношена?
— Похоже, вы призываете бойкотировать закон об ОСАГО...
— Нет, бойкотировать я не призываю, и страховать машину надо, раз такой закон появился. Я лишь призываю водителей серьезно подойти к закону, не сидеть и ждать, когда страховка с неба свалится. Прав он или виноват, ему надо проявлять интерес к судьбе своего дела. С этого мы, собственно, и начали разговор. Причем пока мы говорили только о страховщиках. Но ведь есть другой участник ДТП, и он тоже может не сидеть сложа руки. Например, он может обратиться в суд и обжаловать решение госавтоинспекции. Вы придете в ГАИ за постановлением об административном нарушении, а вам скажут: извините, мы ничего не дадим, потому что решение по вашему делу обжаловано в суде. И снова, как и в достраховочное время, вам придется идти в суд и уже там доказывать свою правоту. Второй немаловажный момент: не стоит забывать, что существует такая вещь, как телефонное право. Инспектору могут позвонить и высказать определенные пожелания. Например, у меня в практике был случай: произошло ДТП. Инспектор рисует схему: ширина дороги 21 метр, расстояние до правых колес автомобиля 9,7 метра, ширина самого автомобиля — 1,6 метра. Получается, автомобиль выехал на встречную полосу. Однако инспектор продлевает стрелку до левых колес автомобиля. Казалось бы, мелочь, но автомобиль находится уже на своей полосе...
— Ну это уже к закону об ОСАГО отношения не имеет.
— Правильно, не имеет. Но это имеет отношение к главной теме нашего разговора: напрасно водители считают, что закон об ОСАГО стал панацеей от всех бед, и теперь самому ничего делать не надо. Надо внимательно следить за тем, как инспектор зарисовывает место ДТП, проверять все замеры, потом бегать и доказывать свою правоту — в ГАИ, страховой компании, суде, снова в страховой компании и, если понадобиться, снова в суде. Так, собственно, было и раньше. Теперь только добавилась страховая компания.
— Я все жду, когда вы скажете: а со страховой компанией можно бороться лишь с помощью опытного адвоката...
— Вовсе нет. Если вы считаете, что ваших знаний хватит, чтобы защитить свои права самому, действуйте сами. Если считаете, что без консультации и без квалифицированной помощи адвоката вам не обойтись, обращайтесь к нам. Главное — не сидите сложа руки. Для положительного исхода дела водителю нужно заранее готовить доказательную базу, правильно оформить материал и позаботиться, чтобы в документах были отражены все обстоятельства происшествия. В случае невыплаты страховки (а насколько мне известно, это каждое третье ДТП) невиновная сторона вынуждена обращаться в суд и на общих основаниях добиваться возмещения ущерба. Гражданский процесс — это процесс состязательный, и каждая сторона обязана представить доказательства по делу. А если вы заранее не позаботились о сборе доказательств, с чем вы пойдете в суд?

Метки:
baikalpress_id:  19 524
Загрузка...