Водитель трамвая мечтает найти в Иркутске динозавров

Палеонтология — это его мир, а трамвай — средство к существованию

Когда Андрей Федосеев, водитель иркутского трамвая, рассказал своим коллегам, что человек произошел от обезьяны, его подняли на смех. Многие кондукторы, к примеру, свято верят, что человека создал Бог.
Однако сотрудники трамвайного депо не устают донимать Андрея вопросами. Спрашивают: "А что такое палеонтология?" Он объясняет, но зачастую остается непонятым. Не все верят, что динозавры существовали на самом деле, и считают Федосеева чокнутым.

С тараканами в голове
Страсть к изучению ископаемых животных и насекомых появилась у Андрея, можно сказать, еще в первом классе. Его поразил то факт, что когда-то на Земле жили динозавры.
Андрей стал искать подходящую литературу, узнал, что есть такая наука — палеонтология, увлеченно читал книги, которые удавалось найти, а картинки из них срисовывал.
Тем не менее Федосеев никогда не думал, что палеонтология станет делом его жизни. Окончил школу, сходил в армию и стал водителем трамвая.
За десять лет работы он успел потрудиться на всех иркутских маршрутах, но в основном пересекает город на "пятерке".
Экологически чистый транспорт занял основное место в жизни Андрея. Однако годы, уходящие под мерный стук трамвайных колес, не смогли вытеснить любви ко всему ископаемому.
Федосеев продолжал рисовать, причем все свои рисунки — древних животных, насекомых, деревьев — снабжал подробными комментариями.
И вот случай свел его с людьми, которые объяснили, что не стоит впустую терять время — нужно использовать свои знания и преумножать их. Федосеев поступил в Иркутский государственный университет на геологический факультет (заочное отделение) и сейчас уже учится на пятом курсе.
Но будущая специальность — инженер-геолог — Андрея не очень-то привлекает. Он мечтает поступить в аспирантуру и заняться именно палеонтологией, а точнее, палеоэнтомологией — наукой о древних ископаемых насекомых.
Федосеев списался с московскими специалистами, отправил свои рисунки, и ему посоветовали приехать. Но возможности такой пока у Андрея нет.
Он, конечно, очень хочет, чтобы его научным руководителем стал московский светила палеонтологии, и жаждет посвятить этой науке жизнь. Но в то же время полагает, что на пропитание зарабатывать придется все-таки на трамвае.
Однако с каждым годом работа эта дается Андрею все труднее.
— Я хорошо вожу трамвай, — замечает он. — И мне это даже интересно. Но когда вечером пьяная толпа вваливается в вагон и ее приходится усмирять то силой слова, а то и кулака... Или дело доходит до того, что нужно вызывать милицию... Люди иногда бывают похожи на стаи зверей, и смириться с этим сложно. А коллектив у нас большой, и большинство людей хорошие, но не все меня понимают, с моими ископаемыми тараканами.
Зуб мамонта найден. Пора точить зуб на динозавра
Андрей Федосеев, помимо учебной и трамвайной деятельности, занимается еще и преподавательской — в 25-й гимназии помогает вести археологический кружок.
Летом со школьниками ходил на иркутское водохранилище искать следы ушедших веков и обнаружил зуб мамонта.
— Там вообще полно всевозможных костей, даже человеческих, — рассказывает водитель и палеонтолог. — Раньше на этом месте были деревни, и все, что когда-то находилось в земле, постепенно размывается водой и прибивается к берегу. Найдя зуб мамонта, я абсолютно не удивился — мамонтов здесь полно. Вот бы найти динозавров!
По словам Федосеева, динозавров находили и в Читинской области, и в Красноярском крае. Поэтому они должны быть и у нас.
— Мы с другом уже давно загорелись этой идеей — найти динозавров в Иркутской области и удивить мир. Динозавры живут и сейчас — это птицы. Но нас интересуют именно ископаемые животные. Найти бы осколок кости или зуб, и это уже будет открытие.
Художник рисует женщин, ящеров и трамваи
В последнее время в связи с обилием работы Федосеев несколько подзабросил рисование. Но коллекция его художественных работ впечатляет своим разнообразием.
Помимо ископаемых животных, насекомых и деревьев он рисует женщин, пейзажи и трамваи.
В коллекции летающий ящер соседствует с первым трамваем Иркутска, изображениями солнца и неба, портретами дам. Но самой своей выдающейся работой Андрей считает картину "Гигантский большерогий олень", написанную гуашью.
А недавно Андрей занялся рисованием на компьютере и уже достиг определенного мастерства. Темы те же — ископаемые, пейзажи...
Примечательно, что на этом увлечения Федосеева не заканчиваются. Определенный интерес у него вызывает все ужасное и мистическое — фильмы, книги. А на досуге, после просмотра фильмов ужасов, он с удовольствием делает мебель.
Большинство предметов домашней обстановки — шкафы, стеллажи, тумбочки — созданы его собственными руками.
— А я вообще натура увлекающаяся, — признается Федосеев. — В детстве и марки собирал, и значки, и модели машин. А еще так любил кататься на велосипеде, что делал это и в дождь, и в холод. Уезжал далеко на окраину города, целые дни проводил, крутя педали.
В Иркутске будут тараканьи бега
Так как палеоэнтомология у Андрея Федосеева среди всех прочих увлечений стоит на первом месте, он нашел способ постоянно наблюдать за жизнью древних насекомых.
Известно, что тараканы существовали на земле еще 350 миллионов лет назад и с тех пор внешне практически не изменились. Поэтому, глядя на этих удивительных существ, Андрей чувствует связь с прошлым.
Коллекцию тараканов Федосеев содержит совместно со своими друзьями-зоологами. Сейчас в ней имеется 12 видов тараканов. Есть банановые — зеленого цвета, кофейно-красные марципановые, а гигантский блаберус достигает в длину 11—12 сантиметров. У этого таракана светло-коричневые крылья, и он способен планировать с дерева, если лень ползти.
Представлены в экспозиции и вьетнамские тараканы. Интересны они тем, что самец и самка совершенно не похожи друг на друга. Самцы напоминают обычных рыжих, только длиннее в два раза. А самки похожи на черных, но мелкие.
Часть коллекции находится у Федосеева дома. Экзотические животные мирно шуршат в коробочках, сложенных домиками в террариумах.
Регулярные наблюдения за жизнью этих древних насекомых навели Андрея на мысль открыть в Иркутске тараканьи бега.
Его друг, военный инженер, придумал, как сделать трек. В результате появилась одна испытательная дорожка со специальными механизмами, которые работают при подключении сооружения к электросети.
Прибор представляет собой дорожку с коробками из оргстекла по краям. Когда надо запустить таракана, нажимается кнопка, дверца открывается, и таракан подбрасывается — это чтобы быстрее бежал, для ускорения. Если он добегает до конца и попадает в финишную коробку, крышка за ним захлопывается.
Однако не все виды тараканов способны бежать наперегонки. Опытные испытания показали, что самым прытким является черный таракан.
Американский же после запуска двинулся в путь без энтузиазма, потом остановился, подумал и пошел обратно.
Мадагаскарский боров и вовсе не желал никуда ползти. Он просто шипел и упирался всеми своими лапами.
Таким образом, бегуны выявлены и вполне готовы к соревнованиям. Модель беговых дорожек тоже имеется. Осталось дело за "малым" — открыть игровой бизнес.
Фото автора