Будущее книжного бизнеса — за супермаркетами

Время маленьких лавочек проходит

На продаже книг можно делать неплохие деньги, особенно если знать, какая именно литература пользуется спросом. В Иркутске сегодня множество больших и маленьких книжных магазинов, не говоря уже о раскиданных по городу книжных лотках. Об особенностях и тонкостях книжного дела "СМ Номер один" рассказал директор магазина "Марьина роща" Владимир Демчиков. Кстати, на прошлой неделе этой известной книжной лавочке исполнилось 10 лет, так что у нашего консультанта большой опыт.

— Есть книжный бизнес, а есть небольшие книжные лавки, подобные нашей, — так начинает свой разговор Владимир Демчиков. — Откуда они взялись? Был в книжном деле период, когда торговля еще была государственной и инертной, а в издательском деле уже происходило масса интересного: частные издательства стали издавать неизвестных, новых, только что переведенных авторов, которых за 70 лет советской власти накопилось очень много. Но в традиционные книжные магазины эта литература тогда не попадала, старые товароведы не понимали, что это за авторы и куда их ставить. Тогда же в Москве стали возникать маленькие книжные лавки, первая открылась в Казачьем переулке и называлась "19 октября". Открыл ее ныне известный переводчик и автор песен Марк Фрейдкин.
{Сегодня на ура идут женские романы, детективы, книжки по телесериалам, детские книжки, учебники. Пользуется спросом отраслевая литература — юридическая, экономическая, языковая. Очевиден всплеск интереса к популярной психологии и оккультизму, книгам типа "Я привлекаю деньги", "Диагностика кармы" и им подобным.}
В этом магазине появились первые две тысячи экземпляров впервые напечатанного в России "Улисса" Джойса, которые были раскуплены буквально за две недели. Я попытался в Иркутске сделать то же самое. Взял в лавке Марка книги на реализацию и начал работать в магазине Восточно-Сибирского книжного издательства. К нам потянулись студенты, преподаватели, интеллигенция города. 10 января 1994 года мы переехали в фойе библиотеки Молчанова-Сибирского, под крыло тогдашнего директора Анны Николаевны Войтович. Как сейчас помню, у нас было в ассортименте 48 книжек. Эту дату мы с Таней Сергеевой, Ирой Абрамчук и нашими новыми коллегами и считаем днем рождения "Марьиной рощи".
{Сегодня самая большая проблема в книжном деле — это кадровая. Самые важные люди — продавцы. К сожалению и стыду, не все они знатоки продаваемой ими же литературы. Реальные подтверждения тому: как-то в одном иркутском магазине книгу Виктора Ерофеева "Время рожать" поставили в отдел "Мать и дитя", "Жизнь насекомых" Виктора Пелевина — в отдел "Зоология", а на вопрос одной покупательницы "Есть ли у вас Вересаев?" ответили: "Не Вересаев, а Вересов".}
А государственная торговля постепенно умирала. Потихоньку все крупные книжные магазины стали приватизироваться, и начиная с 1998 года время маленьких книжных магазинчиков в Москве прошло. Лавка "19 октября" тогда и закрылась, а мы были вынуждены влиться в торговую сеть "ПродалитЪ". А в 2003 году мы снова стали самостоятельным магазином.
Я убежден: у маленьких книжных лавочек, рассчитанных на интеллектуального читателя, коммерческого будущего нет. Поэтому мы расширили сферы нашей деятельности, рассчитанной на образованного потребителя: занимаемся изданием книг, организацией джазовых концертов, вместе с единомышленниками выпускаем журнал.
— Какая же из существующих моделей книжного дела наиболее перспективна?
— Супермаркеты. То есть магазины, предлагающие не только богатейший ассортимент книг, но и дополнительные услуги. Одними из первых такие супермаркеты FNAC появились во Франции в 50-е годы. В них предлагают книги, музыку, кино и обучающие программы. Здесь также можно купить турпутевку, билет на концерт — словом, удовлетворить все свои культурные потребности. Плюс различные бытовые удобства — диваны с креслами, столики с настольными лампами, иногда бары и туалеты. Сегодня у этой сети годовой оборот 27 миллиардов евро, 64 магазина во Франции, 32 — за рубежом, 60 миллионов клиентов во всем мире.
— В Иркутске может настать время таких магазинов?
— Оно уже настает. В России пока книжные супермаркеты делаются в столицах и принадлежат крупнейшим издательствам. Но, например, новосибирская торговая фирма "ТОП-книга", у которой более 70 магазинов в разных городах России, собирается наряду с обычными магазинами развивать сеть супермаркетов. Думаю, что в ближайшие 1—2 года такой супермаркет появится и в Иркутске.
{Грамотное соотношение интеллектуальной литературы и легкого чтива должно быть примерно таким: 90% — коммерческая литература, 10% — книги для эстетов, любителей качественной литературы и узких специалистов.}
Идея важнее стартового капитала
Книжный рынок в Иркутске сегодня выглядит так. Самая широкая и разветвленная сеть — это, безусловно, "ПродалитЪ". Несколько магазинов держит "ТОП-книга", есть старый заслуженный магазин "Антей", есть сеть магазинов "Светлана", чьим основным коньком являются учебники. Есть несколько менее крупных фирм.
Все уличные лотки делятся на два типа. Часть их принадлежит книготорговым сетям. Те же "ПродалитЪ" и "Светлана" в сезон учебников выставляют свои лотки на улицах. А есть чепэшники, независимые предприниматели. Это самый мобильный вариант бизнеса, потому что тот, кто занимается лоточной торговлей, как правило, лучше других владеет информацией о том, что происходит на рынке. Ведь за уличным прилавком порой стоит сам предприниматель. Кстати, несколько крупных предпринимателей, занимающихся книжным и газетным бизнесом, когда-то так и начинали — с лоточной торговли.
Для того чтобы начать этот бизнес, никаких специальных лицензий не требуется, нужно просто зарегистрировать коммерческое предприятие, которое будет заниматься книжной торговлей, платить налоги и различные сборы. Но самое главное — представлять себе книжный рынок и видеть на нем какую-то незанятую нишу.
Что касается стартового капитала, то, в принципе, известны суммы, необходимые для начала такого дела. Для большого магазина это одни деньги, для маленького — другие. Но книжники уверяют, что деньги не самое главное. Владимир Демчиков приводит простой пример. Всемирно известный издатель Бенедикт Ташен когда-то держал в Кельне магазинчик комиксов. Как-то он услышал о том, что один разорившийся издатель продает свой склад. Он занял 30 тысяч марок и купил 10 тысяч экземпляров альбома Ван Гога по 3 марки за штуку. А продал их затем по 6 марок. Кроме прибыли он получил нечто более ценное — информацию. То есть понял, что недорогой, красивый цветной художественный альбом — это то, чего на рынке нет. Сейчас у Ташена огромная контора с филиалами во всех крупных странах мира. Так что стартовый капитал не нужен, нужна идея. И если на рынке есть ниша, которую ты видишь и на которую пока никто не претендует, кроме тебя, то вперед!
Незанятых ниш для книжного бизнеса осталось не так много. Издательский и книжный рынок, видимо, сложился окончательно, все уже поделено. Владимир Демченко говорит, что об этом говорит тот факт, что наконец перестали убивать коммерческих директоров крупных издательств (раньше это происходило чуть ли не каждые полгода). Одну из последних ниш сейчас стремится занять новое издательство "Пальмира". Эта компания долгое время занималась обувью, затем занялась книгами. Войдя на этот рынок, она решила специализироваться на издании книг современных молодых авторов. Организаторы объявили конкурс на рукописи, выделили солидный призовой фонд и мгновенно получили издательский портфель.
Тем не менее, несмотря на кажущийся заполненным и поделенным рынок, через несколько лет у нас могут появиться новые крупные ниши, за которые начнется нешуточная борьба. Например, комиксы.
Цепочка от издателя к региональному продавцу выглядит очень просто: издатель — московский оптовик — региональный торговец. Такие крупные фирмы, как "ПродалитЪ" и "ТОП-книга", закупают книги и у издателей, и у крупных оптовых структур, которые реализуют большие объемы тиражей издательств. У солидных книготорговых фирм, как правило, десятки и даже сотни поставщиков. У маленьких — единицы. Переправляют книги железнодорожные компании, их множество.
В заключение можно сказать, что на начальных порах этот бизнес не настолько прибыльный, чтобы содержать книжный магазин, например, на самой дорогой улице города. Никакая аренда здания в центре города на самом дорогом первом этаже не окупится, если только фирме не принадлежит само здание.

Метки:
baikalpress_id:  20 871