Трех пассажиров раздавил упавший вагон

Катастрофа, произошедшая 24 декабря под Тулуном, не имеет аналогов в истории российских железных дорог

В момент катастрофы многие пассажиры злополучного поезда Владивосток — Новосибирск спали, и, по мнению ликвидаторов аварии, именно это спасло людям жизнь. Счастливым, если это слово уместно, считается также то обстоятельство, что два первых вагона, подвергшиеся наибольшей деформации, были наполовину пусты. Не всем были по карману дорогие билеты. Об этой катастрофе сообщили почти все региональные СМИ, но только "СМ Номер один" стало известно, что творилось на месте трагедии в первые часы после крушения.

У лесовоза отказала коробка и тормоза
Трагедия произошла 24 декабря в 22 часа 35 минут. На неохраняемом переезде железной дороги Тулун — Утай, недалеко от поселка Котик, лоб в лоб столкнулись груженный круглым лесом автомобиль КамАЗ и пассажирский поезд N 7 Владивосток — Новосибирск.
Как предварительно установлено, у КамАЗа отказали тормоза, неуправляемый автомобиль на скорости перескочил придорожную канаву и замер на рельсах. Видимо, в момент удара что-то случилось с коробкой передач, у водителя лесовоза Владимира Гусева никак не получалось включить скорость, очевидцы рассказывают о характерном для такой неполадки реве двигателя. Сдать назад не позволяла яма. Когда водитель услышал шум приближающегося поезда, он выскочил из кабины и побежал навстречу локомотиву, сигналя об опасности. Машинист увидел преграду, применил экстренное торможение, но предотвратить столкновение не удалось.
После удара электровоз отбросило в сторону и перевернуло, первые два вагона легли поперек железнодорожного полотна, еще 6 наклонились. Всего в поезде находилось 469 человек, в поврежденных вагонах ехали 224 пассажира. В результате аварии было повреждено от 80 до 250 метров железнодорожного полотна по одной колее и около пятидесяти метров по другой, снесены две опоры контактной сети.
Настоящий мужчина растет
Рассказывает заместитель начальника ОГПС-13 Тулуна Михаил Тасенков, вместе с оперативным дежурным Игорем Кистеневым они руководили первым дежурным караулом, который прибыл на место катастрофы уже через несколько минут после сообщения:
— Картина была, конечно, страшная. Кромешная темнота, фары двух машин скорой помощи совсем плохо освещали место. Всего с рельсов сошло 10 вагонов, из них два головных лежали на боку, 4 остались на насыпи, но под большим наклоном, остальные слетели под откос, хотя устояли в горизонтальном положении. Поступила информация, что в упавших вагонах есть люди. Спасатели забрались туда с фонарями. Кстати, свои фонари нашли далеко не все проводники. Недостаток освещения был одной из главных проблем на тот момент.
В упавшем плацкартном вагоне действительно нашли двух человек: мальчика и мужчину. Как позднее выяснилось, это были 9-летний Илья Тимофеев и его папа.
— У мальчишки зажало металлической стойкой руку, отец его утешал, но Илья оказался храбрым мальчуганом, не плакал. Что тут скажешь, настоящий мужик.
Спасатели начали осторожно вызволять зажатую руку. Поддомкратить стойку не удавалось, любые движения причиняли мальчишке боль. "Капкан" распиливали ножовкой по металлу.
— Мальчик был почти раздет, спасатели подложили ему под ноги матрас и закутали в одеяло, вагон ведь прямо на снегу лежал, — продолжает Михаил Николаевич. — Ребята как могли подбадривали пацана, и он держался. Наконец удалось отпилить стойку и вынести Илью наружу, его тут же отвезла скорая.
Как сообщил позднее и.о. начальника Главного управления ГО и ЧС Иркутской области Михаил Смирнов, возглавлявший оперативную группу, спасение Ильи Тимофеева — целиком заслуга спасателей, которые первыми прибыли на место катастрофы. Без своевременной помощи мальчишка мог погибнуть от переохлаждения.
Пульса нет
Пострадавшие, когда им оказывали первую помощь, сообщили врачам неотложки, что под вагоном должны быть еще люди. Провели перекличку, не откликались три женщины и несколько мужчин.
— Пропавших без вести на самом деле было много, — рассказывает Михаил Тасенков. — В кромешной темноте вообще было сложно кого-то отыскать. Чуть позднее мы разожгли по периметру костры. На короткое время пересеклись с инженером от железной дороги, договорились, что он поможет с осветительной техникой.
Но до этого времени спасателям приходилось работать практически вслепую. Как потом выяснилось, пассажиры, которые ехали до Нижнеудинска, сами вышли на трассу, чтобы попутным транспортом добраться до дома (это примерно три часа езды). Местные отправились обратно в Тулун. Когда неразбериха с пассажирами немного разрешилась, выяснилось, что пропали без вести три женщины и один мужчина.
— СМИ, которые давали первоначальную информацию, неосмотрительно сообщили фамилию одного парня. Предполагалось, что он погиб, — говорит Михаил Тасенков. — На самом же деле незадолго до аварии он перешел из своего, второго, вагона в седьмой к приятелям, с которыми отмечал дембель (молодой человек возвращался домой из армии). А родственники нам потом названивали, представляете, какой шок пережили, когда его фамилию услышали в списке мертвых...
Спасатели опять обследовали опрокинутые вагоны:
— Внутри большая свалка была: вещи, тюки, сумки. Женщин мы нашли прямо под вагоном. Он ударился об опору контактных сетей, его заломило буквой Г, и пассажирок выбросило из окна.
Сразу подобраться к женщинам спасателям не удавалось:
— Начали болгарками и гидравлическими ножницами вырезать обшивку вагона. Врачи скорой помощи только по рукам поняли, что спасти их уже невозможно. Пульса не было, а тела уже остыли...
Позднее по паспортам установили личности погибших.
56-летняя Алла Сколовская злополучным поездом возвращалась домой в Красноярск, 51-летняя Антонина Валетина — в Нижнеудинск, а Ольга Занкова — в Новосибирск.
Извлекать их тела решили утром.
— Дело в том, что два перевернутых вагона были в сцепке, — объясняет заместитель начальника ОГПС-13. — Третий по счету вагон стоял параллельно второму. Колесные пары перевернувшегося вагона воткнулись в окна устоявшего, поэтому домкратить нужно было сразу оба вагона. К тому же следователям нужно было сделать осмотр, а в темноте это невозможно...
К врачам еще обратятся
Уцелевшие вагоны отбуксировали обратно в Тулун. Для размещения пострадавших был подготовлен лагерь отдыха "Алые паруса", расположенный в пяти километрах от места катастрофы. Туда специально завезли продукты питания. Первое же время едой и горячим чаем пострадавших обеспечивали жители поселка Котика.
Вечером 25 декабря поезд N 7 в составе 10 вагонов убыл на запад. Домой поехали 460 пассажиров из 469, 5 пострадавших поместили в ЦРБ Тулуна. Вообще, медицинская помощь была оказана семерым пассажирам. Но, как говорят спасатели, к врачам еще многие обратятся по месту жительства. Люди отказывались от госпитализации: кто-то не хотел бросать свои вещи, абсолютно всем хотелось побыстрее добраться до дома.
Ликвидаторы катастрофы уверены, что жертв могло быть больше. Многих спасло то, что они спали, травмы в основном оказались нетяжелыми. Кроме того, спросонья люди просто не успели ничего понять, что позволило избежать массовой паники. Как сообщают спасатели, первые два вагона, которые приняли основной удар, были наполовину пусты:
— Поезд считается приличным, и билеты там дороже. Например, от Тулуна до Новосибирска билет стоит 1000 рублей. Не всем это по карману...
В половине второго ночи движение в восточном направлении было восстановлено, к утру 25 декабря — в обоих направлениях. На месте катастрофы работали восстановительные поезда из Зимы, Тайшета, Нижнеудинска, Иркутска, Тулунская передвижная машинная станция, ремонтники из Нижнеудинской и Тулунской дистанций пути. В район чрезвычайной ситуации в срочном порядке прибыла оперативная группа Главного управления ГО и ЧС во главе с первым заместителем начальника полковником Михаилом Смирновым. Позднее он сообщит иркутским журналистам, что ликвидаторы аварии действовали профессионально, что обусловлено объединением двух оперативных служб: пожарных и спасателей. На место происшествия вылетела также комиссия во главе с первым вице-президентом ОАО РЖД Хасяном Зябировым.
Утром 25 декабря с сообщения о чрезвычайном происшествии начал свою речь на ежегодном итоговом совещании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям губернатор Борис Говорин:
— Все необходимое для предоставления оперативной квалифицированной помощи пострадавшим сделано. Эвакуировано 224 человека. Остальные пассажиры отправлены далее по маршруту. На месте происшествия начальник Восточно-Сибирского филиала РЖД Александр Касьянов, глава Тулуна Андреенко, все соответствующие происшествию структуры МЧС и УВД. Причины и виновные трагедии выясняются.
Вина водителя пока не доказана
Место крушения обследовали сотрудники милиции, прокуратуры, ФСБ. Прокуратура Нижнеудинского района возбудила уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью третьей статьи 267 Уголовного кодекса РФ: "Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". По ней предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Ситуацию прокомментировал прокурор Иркутской области Анатолий Мерзляков:
— Ясно одно — это не теракт. Виноват все тот же пресловутый человеческий фактор...
Как сообщил вчера "СМ Номер один" помощник прокурора области Александр Семенов, за время следствия кардинально ситуация по уголовному делу не изменилась:
— Собирается вся необходимая информация, водитель лесовоза и железнодорожники дают показания. Расшифровываются самописцы...
С положительной стороны шофера характеризует один из спасателей Тулунского ОГПС-13, который живет в поселке Котике. Говорит, что это ответственный и порядочный человек. О том, что водитель был абсолютно трезв, свидетельствуют сотрудники ГАИ, которые патрулировали район и первыми были на месте катастрофы. Остается пока открытым вопрос, насколько тщательно шофер следил за техническим состоянием своего автомобиля. Но в этом разобраться, наверное, будет сложно — после аварии от лесовоза практически ничего не осталось.
Фото ГУ ГО и ЧС

Метки:
baikalpress_id:  680