Служебный роман в кино и в жизни

Эльдар Рязанов первым из режиссеров сумел увидеть многогранность актрисы Алисы Фрейндлих

Если бы не папа, она могла бы стать Натальей Бруновной. Мама была за Наталью. Папа с бабушкой — за Алису. Папа победил. Так она стала Алисой Фрейндлих. Единственное, что по-своему сделала мама, — записала в ее свидетельстве о рождении: «русская». В годы войны это если не облегчило жизнь, то, может, уберегло ее. Многих советских немцев в годы Великой Отечественной выселили из Ленинграда. Среди родных отца были и арестованные, и, как позже выяснится, расстрелянные. Сам отец, немец, актер Бруно Фрейндлих, уехал из Ленинграда с театром, еще прежде расставшись с женой.

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила во Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра — Бруно Артуровича Фрейндлиха. Сама Ксения Федоровна была актрисой только в юности, недолго; всю дальнейшую жизнь работала бухгалтером в Центральной сберегательной кассе № 1874 Октябрьского района г. Ленинграда, в должности старшего контролера. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной. Бруно Артурович во время войны был с театром в эвакуации в Ташкенте, а вернулся оттуда уже с новой семьей — женой и только что родившейся дочкой Ириной, сестрой Алисы. Ксения Федоровна во время войны работала на военном заводе в Ленинграде.

Долька хлеба по часам

Жили они в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д. 1/64, а парадным выходил на Мойку.

Алиса Бруновна вспоминает:

— Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый «Медный всадник» и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города околдовало на всю дальнейшую жизнь...

Всю войну Алиса прожила в Ленинграде. В декабре 1942 года поступила в первый класс средней школы N 239, где проучилась в 1-м и 2-м классах. Воспоминание о ленинградской блокаде, о дольке хлеба, которую выдавала бабушка по часам, осталось у Алисы главным впечатлением детства. «Блокадники, — делилась спустя много лет актриса Фрейндлих, — были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния дала нам возможность, во-первых, выжить, во-вторых — все-все запомнить».

В декабре 1945 года переехали с мамой в Таллин к родственникам, где прожили до лета 1948 года. В Таллине училась в 3-м, 4-м и 5-м классах русской школы.

— В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес, — рассказывает Алиса Бруновна.

Время любить

По возвращении в Ленинград Алиса снова поступила в 239-ю среднюю школу, которую и окончила в июне 1953 года. В школе был театральный кружок, который вела актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна сразу полюбила Алису, уверовала в ее звезду. Позвала в свой дом, вместе с мужем, режиссером Павлом Карловичем Вейсбремом, она помогла Алисе подготовиться к поступлению в Театральный институт. В 1953 году Алиса начала учебу в Ленинградском театральном институте им. А.Островского.

Стартовой площадкой после института для Фрейндлих стал Театр имени В.Комиссаржевской. Ее роли были в основном из амплуа травести. Однако вскоре ей была доверена главная роль в спектакле «Время любить». С этого и началась новая, мелодраматическая, линия в творчестве актрисы.

В начале 60-х руководитель Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров уговорил Фрейндлих перейти в его труппу. Именно он уловил специфику таланта актрисы и восстановил для нее пьесу Арбузова «Таня». Фрейндлих блистала и в постановке бессмертного произведения Шекспира «Ромео и Джульетта».

В Театре имени Ленсовета Фрейндлих довольно скоро стала первой леди, что давалось ей ценой немыслимых перегрузок. Ее творческий союз с Владимировым перерос в семейный. Они сыграли свадьбу.

— Игорь Петрович был старше меня на 16 лет, и я стала его третьей женой, — рассказывает Алиса Бруновна. — Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформировалась, много играла — будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно как губка впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться.

В этом браке у актрисы родилась дочь Варвара, которая тоже стала актрисой.

Служебный роман

В кино Фрейндлих долгое время не везло. Ей предлагали в основном небольшие роли. Лишь в 1974 году она сыграла свою первую большую роль — в киноповести Евгения Хринюка «Анна и Командор».

По-настоящему открыть талант Фрейндлих для мира кино смог режиссер Эльдар Рязанов, пригласивший актрису на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму «Служебный роман». Алису Бруновну тогда заинтересовала метаморфоза, которая происходит с ее героиней: из строгой, некрасивой начальницы она превращается в очаровательную, жизнерадостную женщину.

Долгое время Алиса Фрейндлих и ее муж Игорь Владимиров были неразлучны и дома, и на работе. Вместе они много работали над своим театром, однако со временем Игорь Петрович начал ревновать жену к кино.

После почти 20 лет совместной жизни они решили расстаться.

— С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период, — вспоминает Алиса Бруновна.

После развода они еще пять лет работали вместе, а в 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М.Горького. Ее третьим мужем стал актер Юрий Соловей. До того как попасть в театр, он нигде не учился, но, по словам актрисы, был очень талантливым артистом и художником.

Их отношения продлились недолго.

Вот как объясняет причину развода Алиса Бруновна:

— Так как Юрий ничего не окончил, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...

«Кнопочка», или «гномик»

Дочь Алисы Фрейндлих, Варвара Владимирова, тоже посвятила свою жизнь театру. После школы она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. А позже мать и дочь вместе появились в спектакле «Уроки танго и любви».

По словам Варвары, заносчивость, гордыня, звездность полностью отсутствуют у Алисы Фрейндлих:

— Ну, например, ей предлагают маленький гонорар — и она соглашается. Ни за что не станет торговаться! Мама не знает, что такое райдер, и, когда едет на гастроли, ничего для себя не просит.

Один из самых больших поклонников актрисы — ее внук Никита. Однажды он даже помогал бабушке работать над ролью мальчика Оскара в спектакле Театра Ленсовета.

На вопрос, какая у него бабушка, Никита отвечает:

— Умная, проницательная, добрая, скромная, тактичная. Этикет знает, наверное, даже лучше того, кто его придумал! Сумасшедший трудоголик, но при этом успевает следить за собой и потрясающе готовит. Очень заботливый человек.

Алису Бруновну внук ласково называет «кнопочка» или «гномик»:

— Ведь у нее рост всего 1 м 53 см, а у меня — 1 м 97 см. Когда мы стоим рядом, то выглядим очень забавно!

По материалам Интернета

  • Анекдот от Алисы Фрейндлих

— Петр Иванович, как вам удается получать столько литров молока от вашей совершенно неказистой коровы?

— Очень просто! Я прихожу к ней утром в хлев и ласково спрашиваю: «Ну, моя дорогая, что будем сегодня давать — молоко или мясо?»

Загрузка...