Сколько стоили сборы в школу?

Перед 1 сентября 2014 года Иркутское региональное отделение Общероссийского народного фронта провело мониторинг по подготовке школьников у новому учебному году.

Главной проблемой для семей Иркутской области при сборах детей в школу, как и во всей стране, остается высокая стоимость так называемого набора первоклассника и школьника. Например, в Иркутске родителям пришлось потратить от 15 до 25 тыс. рублей, что является значительными расходами для бюджета большинства семей. Таковы итоги исследования, проведенного в регионе в рамках всероссийского мониторинга ОНФ. Как сообщил руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального штаба ОНФ Евгений Торунов, в августе прошло анкетирование и опросы родителей школьников.

В числе волнующих родителей тем, как рассказали в региональном отделении ОНФ, остается вопрос введения единой формы. Так, в отдельных школах присутствуют, бывает, родителям навязывают отдельных производителей и поставщиков детской одежды. Например, на организационные собрания для будущих первоклассников приглашаются представители только одного производителя школьной формы с готовыми образцами. В других случаях школа организует общую закупку отдельных предметов одежды со своей символикой только у одного поставщика. При этом у родителей зачастую появляются вопросы к качеству одежды.

Начиная с 2012 года, происходит снижение сумм сборов с родителей на покупку учебников. Средства на их приобретение предусмотрены в субвенции, которая поступает в школы из областного бюджета. На родителях осталось бремя приобретения рабочих тетрадей к учебникам, а также дополнительной литературы, если в учебном заведении существуют индивидуальные (дополнительные) программы.

В ходе проведения мониторинга наиболее пристальное внимание было уделено проблеме постоянных дополнительных сборов денег в школах. Анализ показал, что наибольший объем средств собирается с первоклассников. Состав дополнительных сборов варьируется в зависимости от школы и включает оплату за охрану и уборку учреждений, сборы в фонд школы и класса, текущий ремонт, приобретение мебели, оборудования и т.д. Более того, многие учреждения практикуют введение дополнительных платных услуг и достаточно настойчиво навязывают их родителям школьников. Это могут быть обязательные для всех бальные танцы или проведение различного рода дистанционных конкурсов, олимпиад, за участие в которых необходимо платить, и т.д.

Особую обеспокоенность родителей вызывает и то, что деньги в большинстве случаев сдаются либо самому учителю, либо представителю родительского комитета, при этом никаких документов взамен папы и мамы не получают. С отчетами об использовании средств их тоже зачастую не знакомят. Несмотря на то, что все взносы должны вестись на добровольной основе, на практике они носят в основном принудительный характер. Эта тема редко выходит в общественное пространство, поскольку родители полагают, что отказ от добровольных взносов может неблагоприятно повлиять на отношение учителей к ребенку. Многих родителей также волнует организация дополнительного (внеклассного) образования и совместного досуга учащихся.

Подводя итоги исследования ОНФ, Евгений Торунов подчеркнул: «Результаты мониторинга наша рабочая группа представит региональному штабу, затем наиболее важные проблемы будут вынесены на федеральный уровень. Мы надеемся, что решения для многих из них будут найдены на форуме по образованию, который ОНФ проведет в середине октября».

Метки: Вопрос