Система «Дозор М» является альтернативой эвакуатору

Вот уже около месяца по Иркутску колесит автомобиль с необычной установкой.

В салоне служебной машины установлен «Дозор М» — разработка специалистов из Воронежа. Аппарат применяется для фиксации нарушений знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена».

Специальная аппаратура и программное обеспечение, приобретенные министерством транспорта Иркутской области, уже показывают неплохие результаты. Как утверждают полицейские, нарушений стало меньше. 

Перед началом работы «Дозора» были проработаны маршруты. Специалисты выбрали несколько самых загруженных улиц Иркутска, большинство из которых находятся в центре, — это Карла Маркса, Желябова, Сухэ-Батора. Кроме того, специалисты ездят в Ново-Ленино, также работают в районе областной больницы — там водители паркуются в запрещенных местах и создают существенные помехи общественному транспорту. В дальнейшем список улиц будет расширяться.

На некоторых участках не может работать эвакуатор — ему мешают провода. Что касается «Дозора М», ему ничто помешать не может. Чтобы произвести съемку, сотрудникам даже не надо выходить из машины. Оставлять без присмотра свой автомобиль экипажу нельзя ни на секунду, ведь стоимость прибора, который находится в салоне, составляет 500 тысяч рублей.

У многих водителей, особенно экспедиторов, возникает резонный вопрос: а что если я остановился на 5 минут выгрузить товар? Беда в том, что в центре Иркутска исключительно мало мест, где разрешена остановка, но при этом множество торговых точек. Неужели водителю, чтобы не нарваться на штраф, придется носить тяжелые коробки издалека?

— Водителям, которые ненадолго остановились возле магазина, штрафы не грозят, — говорит специалист центра транспорта Иркутской области. — Нарушение фиксируется, если камера «заметила» автомобиль два раза. Объясню, как это происходит. Мы едем по улице первый раз, камера фиксирует машины, припаркованные с нарушениями. Потом проезжаем ту же улицу во второй раз, происходит это примерно минут через 5—10. Если машина все еще стоит, значит, ее владелец, скорее всего, попадет в список нарушителей.

Каким образом работает этот необычный прибор?

— Здесь три камеры, правая и левая фиксируют ряд. Вот сейчас мы едем по Сухэ-Батора, знак «Остановка запрещена» стоит по левому ряду. Я нажимаю кнопку «Старт», камера фиксирует левый ряд. Третья камера показывает общий план улицы. На снимке четко видны номер и модель автомобиля. Дополнительно записывается видео.

Ситуации бывают разные, водитель может оспаривать штраф, утверждать, что машину в указанном месте не оставлял. Но когда есть не только фото-, но и видеодоказательства, оспаривать очевидное сложно.

Когда мы подъезжаем к остановке «Цирк», экипаж наметанным глазом сразу замечает, что номера маршруток № 119 в одном случае завешаны тряпочкой, а в другом явно залеплены белым снежком. Целенаправленно прятать номера водители начали именно в те дни, когда в Иркутске начал работать «Дозор М». Отстой у данных маршруток находится в Шелехове, но их водители предпочитают задерживаться возле цирка в Иркутске, чтобы не терять время и пассажиров. Стоять здесь автобусам запрещено, так что при помощи тряпочек и снега они пытаются укрыться от всевидящего ока «Дозора». Мера сомнительная — информация о сокрытии номеров уже поступила в Госавтоинспекцию, а штраф за такое нарушение составляет 5 тысяч рублей.

В день «Дозор М» фиксирует 100—150 машин. Но из этого количества не всем достается статус нарушителя. Окончательное решение принимают сотрудники ГИБДД, которые анализируют фотографии и выносят постановление, в котором указано название улицы, на каком участке действует знак, в какое время было зафиксировано нарушение, координаты GPS патрульной машины, две большие фотографии машины и увеличенная фотография номерного знака. Потом это постановление отправляется по адресу нарушителям правил парковки и стоянки.

На некоторых участках центральных улиц города мы не обнаружили ни одного нарушителя, хотя раньше здесь фиксировалось более десятка машин. По словам специалистов, люди стали задумываться о том, что лучше пройти лишние 10 минут от стоянки, чем отдать полторы тысячи рублей штрафа.

Иллюстрации: 

Система «Дозор М» состоит из нескольких камер и сенсорного экрана.
Система «Дозор М» состоит из нескольких камер и сенсорного экрана.
Привычная картина для центра Иркутска: припаркованные в обход запрета машины сужают и без того узкую дорогу.
Привычная картина для центра Иркутска: припаркованные в обход запрета машины сужают и без того узкую дорогу.
baikalpress_id:  101 238