Шоссе длиною в жизнь

Вот уже 60 лет иркутянка Мария Павловна Забияка строит автомобильные дороги, развязки и путепроводы

Первая запись в трудовой книжке иркутянки Марии Павловны Забияки датирована 8 января 1956 года! В тот день она сделала самый главный в своей жизни выбор — устроилась лаборантом в дорожно-строительную организацию. С тех пор Мария Павловна выполняет одну работу — отвечает за технологию изготовления асфальтобетона, а также проверяет качество готового дорожного покрытия. На ее счету сотни километров автомобильных дорог, которые введены в эксплуатацию в Иркутской области. Сегодня ветерану труда уже 78 лет, но она все так же строит дороги и даже не планирует пополнять ряды пенсионеров.

Жизненный опыт

— На работу как на праздник — это про меня, — такими словами начинает нашу беседу Мария Павловна. — Выходные дни для меня настоящая пытка. Когда в понедельник выхожу на работу, коллеги даже удивляются — так устало я выгляжу. Здесь же я просто заряжаюсь энергией — до того люблю свою работу!

Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. После окончания школы юная Мария Забияка жила с родителями в поселке Оек. Семья была многодетная (вместе с младшей Марией — пятеро детей), и родители занимались тем, что вели личное подсобное хозяйство. О том, кем в будущем станет она сама, Мария не задумывалась. Пока ее не пригласили в дорожно-строительную организацию ГУШОСДОР — Главное управление шоссейных дорог НКВД СССР. Лаборатория, где она начала свою трудовую деятельность, была прикреплена к определенной, как тогда говорили, дистанции — строительству участка дороги от Жердовки до Хомутово.

— Тогда считалось, что 10 классов — это хорошее образование, — вспоминает Мария Павловна. — Осваивать азы профессии приходилось прямо на месте. Так, мой начальник давал мне читать пособие по лабораторным работам, а после сам же меня экзаменовал. Постепенно я училась определять марку бетона и проверять его качество, смешивать и формировать смеси, из которых состоит асфальт. Все эти опыты были ужасно интересными, а потому давались легко — ведь еще в школе химия была моим любимым предметом.

Не обошлось, конечно, без курсов повышения квалификации. Для этого вчерашней школьнице пришлось 9 суток ехать на паровозе до Ростова-на-Дону, а после 5 месяцев жить вдали от дома.

— Хорошо, что мне тогда посоветовали взять собой туфли, — смеется моя собеседница. — Климат в Сибири намного суровее — в октябре уже лежал снег, уезжала я в валенках. А в Ростов приехала — там дождь идет!

Еще через три года Марию перевели в Иркутск, после чего девушка решила получить уже профессиональное образование. Первым делом окончила Иркутский техникум транспортного строительства, а после уже политехнический институт, факультет автомобильных дорог.

— На тот момент я свободно представляла процесс создания дороги: знала, где идет выемка, где насыпь, как строится полотно, — продолжает Мария Павловна. — Так что учиться мне было намного легче, чем остальным студентам.

После получения диплома из рядовых лаборантов Мария Забияка переквалифицировалась в техника, затем получила должность старшего инженера. Большую часть своей жизни — 40 лет — она посвятила работе в ФКУ »Упрдор «Прибайкалье». Уже после официального выхода на пенсию (в 1994 году) была приглашена в другую, не менее крупную компанию — ИркутскгипродорНИИ. В данное время Мария Павловна Забияка трудится в должности начальника строительной лаборатории в компании ООО «ЗБСМ МК-162», которая специализируется на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных и железных дорог.

Прочное соединение

Сегодня Мария Павловна признается: даже не заметила, как пролетели годы. Зато появился такой опыт, что она буквально на глаз может определить качество асфальта на любом отрезке дороги. При этом отмечает: за 60 лет в области поменялся не только климат, но и технология создания дорог.

— Раньше при закладке асфальта применяли технологию смешения различных материалов прямо на месте, — вспоминает она. — Качество полотна оставляло желать лучшего, держался такой асфальт не больше трех лет. Во многих деревнях, там, где вместо дорог одни ямы, до сих пор можно видеть наследие тех времен.

В наши дни, по ее словам, ситуация на дорогах значительно улучшилась. Современные крупные дорожные организации имеют свои асфальтобетонные заводы, где все смеси готовят дозированно, при помощи электронных весов. Перед этим все материалы подбирают в лаборатории в соответствии с проектом заказчика, по ГОСТам готовят составы, а контролируют как процесс нанесения асфальтобетона, так и его качество, уже после окончания работ. Кстати говоря, одна из последних работ строительной лаборатории, которой командует Мария Забияка, это реконструкция с 8-го по 12-й километр автомобильной дороги Иркутск — Листвянка, а также Култукского тракта, с 12-го по 29-й километр.

— Я на свой асфальтобетон не обижаюсь, — шутливо говорит Мария Павловна. — Щебень у нас фракционированный, всевозможные добавки мы вносим. Это делается для того, чтобы битум не стекался и сохранялось хорошее сцепление. Предстоящая весна, кстати, покажет, насколько качественно мы сделали развязку на Байкальском тракте. Важно понимать также, что дорога — это не только асфальтовое покрытие, но и хорошее основание. А там, где его нет, и возникают прогибы да ямы.

Надо отметить, что производство асфальтобетона считается вредным, а у тех, кто принимает непосредственное участие в его создании, нередко диагностируют онкологические заболевания. Однако Мария Павловна на здоровье не жалуется. И это несмотря на то, что она до сих пор лично работает в лаборатории: прессует кубики бетона, экспериментирует с добавками, проводит испытания готовых образцов асфальта...

— Думаю, что у каждого свой организм, — немного кокетливо говорит она. — Лично на меня все эти вредные испарения не очень-то действуют…

И в этом сложно усомниться! В то время как многие ее сверстники могут говорить только о своих болячках, она продолжает штудировать техническую литературу — перечитывает ГОСТы и СНиПы. И следит за всеми новостями в дорожно-строительной сфере.

Впрочем, не только работой живет эта удивительная женщина. У Марии Павловны трое детей, шестеро внуков и один правнук, которому два года. При этом внуки после школы бегут именно к ней, и она (после рабочего дня) успевает их не только покормить, но и помогает сделать уроки. Еще три года назад была у Марии Павловны и своя дача — вместе с огородом, цветами, домом, баней и даже курами и свиньями. Но после смерти мужа дачу пришлось продать, так как некому стало присматривать за хозяйством. Саму Марию Павловну к жизни тогда вернула все та же любимая работа.

— Родные, конечно, беспокоятся за меня, — с легкой улыбкой говорит моя собеседница, — все спрашивают, не пора ли мне отдохнуть… Но в последнее время я прошу их эту тему не поднимать. Прикипела я к своей работе — раз и навсегда!

Простые и важные эмоции

Подчиненные Марии Павловны отмечают, что у нее очень легкий характер. Она никогда не ругается, не повышает голос, а во всех спорных моментах старается находить компромисс. Сама она отмечает, что ей нравится общаться со своими молодыми, грамотными и энергичными коллегами.

— А еще мне нравится конечный результат, — добавляет Мария Павловна. — Когда вижу готовую дорогу, к созданию которой приложила руку и я, то испытываю чувство гордости и радости. Это невероятные эмоции! И я ни за что от них не откажусь.

К собственному юбилею эта грамотная и рассудительная женщина относится без особого пиетета. Главное для нее не дата, а то, что каждый день в течение этих шестидесяти лет она с удовольствием делает свою работу. Именно это является основой ее жизнелюбия, профессионального успеха и простого человеческого счастья.

Метки: Жизнь, Иркутск
Загрузка...