Школьная бухгалтерия

По предложению «Единой России» Владимир Путин поручил правительству разработать понятную учителям систему оплаты их труда

Во время рабочего совещания Владимира Путина с членами фракции «Единой России» был озвучен один из наиболее актуальных для работников системы образования вопросов — острая необходимость создания понятной и транспарентной системы оплаты труда педагогов. Пока ситуация такова, что преподаватели не могут самостоятельно подсчитать, на какую сумму смогут рассчитывать в конце месяца.

Первой на совещании тему учительских зарплат подняла Любовь Духанина: руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» акцентировала внимание на снижении в некоторых регионах уровня заработной платы учителей, а также на непрозрачности и сложном механизме начисления зарплаты педагогам. По ее словам, введение сразу нескольких систем финансового поощрения школьных учителей привело к тому, что очень часто они не понимают, сколько им в конце месяца заплатят реальных денег.

— На встречах люди высказывают позитивные надежды в связи с назначением нового министра образования. Министр образования уже заявила о том, что приоритетом являются уважение, внимание и забота о педагогах, что образование не сводится только к понятию «образовательная услуга». Это то, что мы слышали и слышим от наших граждан.

Конечно, граждане продолжают говорить о едином государственном экзамене. Он действительно стал мерилом, независимой оценкой качества образования, позволил нашим ребятам из удаленных территорий поступать в лучшие университеты страны. Но, как всегда, есть над чем работать. Считаем, что нам нужно добиться, чтобы подготовка к единому государственному экзамену не сокращала обучение другим предметам. Нам нужно развивать практику досрочной сдачи ЕГЭ, которая уже на самом деле появилась на территории нашей страны. У нас есть много предложений, будем вместе с министерством в дальнейшем их реализовывать.

Работа над майскими указами позволила регионам реально достичь, и сейчас они пытаются удерживать, средний уровень зарплаты педагога на уровне средней по экономике.

Это большое позитивное решение в свое время для учителей, но это и очень высокие результаты. Педагоги понимают, что достичь этого непросто.

К сожалению, сегодня в некоторых регионах есть снижение уровня заработной платы. Но педагогов больше беспокоит даже не это, а то, что когда мы вводили сразу несколько систем оплаты труда, это привело к тому, что педагоги не всегда понимают механизм начисления заработной платы и не понимают, сколько им в конце месяца заплатят реальных денег.

— То, на что вы сейчас обратили внимание, чрезвычайно важная вещь, — ответил Владимир Путин. — Нужно, чтобы новый министр доложила, наверное, председателю правительства и обязательно разработали систему информирования, чтобы было понятно и ясно, прозрачно и, как сейчас модно говорить, транспарентно, как и сколько нужно начислять денег учителям, различным категориям преподавателей, преподавательскому составу по месяцам и по году в целом. Это не так сложно сделать. Они же преподаватели — разберутся, если им по-человечески все рассказать и человеческим языком объяснить. Надо это сделать, конечно.

Что стоило бы предпринять новому министру образования для исправления ситуации? На этот вопрос ответил сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов:

— Я здесь выделил бы несколько проблем, связанных между собой. Первая проблема, которая сильно мешает оценить реальную ситуацию, это несовершенство системы мониторинга реального уровня зарплат в образовании. Дело в том, что средняя зарплата у нас далеко не равна реальной средней зарплате реального учителя. В свое время, когда стали говорить о средней зарплате и все к ней привязывать, как мне кажется, была допущена ошибка. Потому что это так называемая средняя температура по больнице. В ситуации, когда есть большое неравенство в распределении этих средств, средняя зарплата очень мало говорит о реальной зарплате реального учителя.

Мне кажется, что система оплаты труда, которая была введена вместо тарифной сетки, себя исчерпывает, изживает.

В свое время считалось, что система стимулирующих выплат позволит адресно поощрять тех педагогов, которые проявляют большее рвение в своей работе. Но на практике получилось, что распределение стимулирующих выплат зачастую определяется не реальными заслугами педагога, а его административной близостью к директору. Выявилась еще одна проблема — достаточно сложным оказалось уложить формальные показатели в реальную работу, в реальные достижения.

Профсоюз поддерживает мнение, что нам нужно, во-первых, создать единообразную систему, которая будет действовать по всей России, во всех школах, независимо от желания или нежелания директора. Нужно уходить от большой роли произвольных надбавок.

Я полагаю, постоянная часть заработной платы должна быть одинакова по всей России и должна быть не меньше средней по экономике. Она должна быть базовой и гарантированной. Учитель не должен бояться, что в следующем месяце ему выдадут зарплату на треть меньше, потому что он галочек не добрал или директору не понравился.

А надбавки должны быть строго определены. То есть это может быть надбавка за стаж, за квалификацию. Это может быть и какая-то премия (нечего этого слова бояться — премия у нас всегда была в обиходе), но она не должна составлять ту самую треть дохода учителя.

По материалам российских СМИ