Школа на грядках

На Иркутской станции юных натуралистов отметили традиционный праздник «Урожай года»

Выставка, организованная школьниками и их учителями-наставниками, приятно удивляет: десятки самых необычных сортов помидоров, перцев, баклажанов, а также экзотические и редкие лекарственные растения, а еще — овощи-гиганты и цветочные композиции.

— К нам каждый год приезжает делегация школьников из Монголии, — рассказывает педагог дополнительного образования СЮН Татьяна Гилевич. — И каждый раз, когда они приходят к нам в огород, мы спрашиваем, знают ли они, где растет морковка — может быть, на дереве? И они дружно кричат: «Да!» Представляете? А наши дети, которые занимаются у нас на юннатке, знают не только то, как растет морковка, но и какие бывают ее сорта, и как за ней ухаживать. У наших учеников не бывает плохих оценок по биологии, и они всегда хорошие помощники для родителей. Скажу даже больше: тот ребенок, кто хоть однажды побывал у нас на станции да в земле повозился, никогда уже цветок не сорвет — напротив, став взрослым, всегда будет стараться сделать красивым место, где живет.

Станция юных натуралистов города Иркутска расположилась рядом со школой № 43, в Иркутске II. Образована в 1958 году, на территории частного сада, который принадлежал садоводу-любителю Кузьме Трофимовичу Чумакову. Сегодня здесь расположены три отделения СЮН: овощеводства, садоводства и цветоводства. Занимаются здесь 1350 ребятишек из разных школ и самого разного возраста.

Те, кто решил стать овощеводом, выращивают томаты, баклажаны, перцы, лук, физалис, тыкву, арбузы, дыни, а также редкие культуры, о которых многие взрослые даже и не слышали — это, например, лагенария, люффа, мелотрия, момордика, наранхилла, пепино.

— Посещая кружки овощеводства, — говорит Татьяна Кацурба, заведующая отделом овощеводства, — ребята не только наблюдают за ростом и развитием растений. Они знакомятся с сортовым разнообразием и агротехникой возделывания. Мы же учим их самым современным методикам — компостировать органику, использовать навоз и перегной. В прошлом году применяли солод с пивоваренного завода. Не брезгуем и новыми удобрениями.

В отделе цветоводства ежегодно выращивают около 40 видов многолетников и 100 однолетних культур. Но самым большим является отдел садоводства. Здесь на двух гектарах земли находятся питомник плодово-ягодных культур, а также свой собственный дендрарий.

— В нашем зимнем саду собраны экзотические растения со всего мира, — продолжает Татьяна Гилевич. — К примеру, многие знают такой цветок, как монстера, его часто выращивают в квартирах. Да только ни у кого он не цветет — а у нас он даже плодоносит! Плоды его съедобные и приятные на вкус — с земляничным ароматом.

Впрочем, монстерой юных натуралистов уже не удивишь. В местной теплице, которая отапливается круглый год, растут бананы, личи, кофе, манго, папайя, каламондин, кумкват, лавровое дерево, грецкий орех и многое другое.

И все это ребятишки не только выращивают, но и с удовольствием едят. А параллельно пишут самые настоящие научно-исследовательские работы, выступают с ними на различных конференциях. И часто за это получают различные премии — губернаторские и даже президентские. Некоторые из этих работ можно было почитать прямо на выставке.

— В прошлом году мы с ученицей 5-го класса Таней Храмцовой изучали влияние различных видов почвы на всхожесть томатов, — рассказывает Нина Никитична Иванова, преподаватель-овощевод. — Люди часто жалуются, что покупают почву и рассада у них гибнет. Мы с Таней провели опыты и убедились: покупная почва действительно зачастую плохого качества и лучше всего почвенная смесь, которую готовишь сам. Главное — не лениться! Для этого мы в парнике закладываем листья, опилки, навоз, а сверху — прошлогодний перегной. Осенью нагребаем почву из парников в ящики, а весной, после того как она оттает, просеиваем. Добавляем немного золы, песка и выращиваем рассаду.

В этом году Нина Никитична уже с другой ученицей, 9-летней Дианой Молнар, выращивала капусту брокколи и также поделилась своим опытом, написав реферат. Педагог, которая 30 лет преподавала в школе биологию, а последние 10 лет на юннатке, отмечает: у современных детей поменялось отношение к земле.

— Раньше при слове «навоз» хохот стоял в классе, — вспоминает она. — Сейчас никто не смеется. Более того, дети с удовольствием работают и здесь, и на дачах с родителями. Всем надоели импортные безвкусные овощи, вот и хочется вырастить свое — вкусное. Старшеклассники, кстати, еще и подрабатывают у нас с весны по осень. Без их помощи справиться с такими объемами было бы сложно.

Между тем к рекордным урожаям на СЮН не стремятся. Главное — чтобы все растения, которые дети выращивают своими руками, были здоровые, красивые и вкусные. Здесь это удается на славу. Сами педагоги отмечают: секрет успеха лишь в грамотном и регулярном уходе. Отметим также, что сегодня на территории области работают еще 6 юннатских станций и эколого-биологических центров — в Усолье-Сибирском, Черемхово, Осе, Тайшете, Братске, Усть-Куте.

— Работа, которой они занимаются, очень важна, — говорит Галина Суханова, методист дополнительного образования областного Центра развития детей. — Современные дети, даже те, кто живет в сельской местности, зачастую не знают даже названий популярных овощных культур. Значит, этому их тоже надо учить в школах.

Примечательно, что экспонаты выставки «Урожай года — 2016» смогли также оценить и попробовать жители Иркутска. После завершения все овощи, ягоды и фрукты с экспозиции традиционно раздали пожилым людям и маленьким детям, которые пришли ее посмотреть.

Метки: Жизнь, Иркутск
Загрузка...