Шелеховская художественная школа признана одной из лучших в России

Мечтали ли вы когда-нибудь о школе, где все учителя были бы справедливы, но добры, на уроках можно было фантазировать, а домашние задания приносили бы радость и новые источники вдохновения?

Образ идеального учебного заведения отнюдь не утопия, найти такой можно, например, в Шелехове. Детская художественная школа имени Сурикова за почти полувековую историю не раз награждалась почетными грамотами и дипломами, как и ее педагоги. В конце прошлого года она вошла в сотню лучших школ России, а ее руководитель Марина Алферова награждена званием «Директор года». Репортерская группа «Пятницы» побывала в гостях у будущих и состоявшихся художников и узнала, в чем секрет лучшего обучения.

Небольшое одноэтажное здание рядом с высоткой на остановке «Бонус» в Шелехове на первый взгляд мало похоже на школу. Кажется, что в нем недостаточно места, чтобы разместить несколько классов. Но стоит зайти внутрь, и это мнение меняется: просторные светлые кабинеты, холл, в котором проходят выставки, свой конференц-зал, студия с печью для изготовления глиняных и керамических изделий. У каждого класса есть смежная комната — мастерская для преподавателя-художника, где можно готовиться к занятиям, проводить индивидуальные уроки и заниматься личным творчеством.

— Таких мастерских нет ни в одной школе, кроме нашей, — с гордостью рассказывает директор Марина Алферова. — Мы выделяемся из числа других школ и методикой преподавания, стараемся в первую очередь развить творческие способности детей, особенно в первые годы учебы, применяя композиционный метод рисования. Чтобы объяснить, что это такое, приведу пример: мы ставим натюрморт, скажем, вазу и яблоко. Необходимое условие — не только нарисовать их, но и передать свое отношение в картине. Нужно что-то додумать, нафантазировать. Мы учим таким образом выражать свое мироощущение, духовное состояние. Но это в младших классах, в старших мы уже обучаем академическому рисунку. И такой метод преподавания в нашей школе используется с начала 70-х годов.

Марина Викторовна о жизни школы может рассказать много интересного — она занималась в ней, будучи ученицей, и вернулась в качестве руководителя спустя годы после выпускного. Женщина с удовольствием вспоминает своих педагогов; кстати, некоторые из них до сих пор обучают детей живописи. Правда, в первые годы существования вид школа имела совсем другой. Она размещалась в нескольких классах вечерней школы рабочей молодежи, затем переехала в здание средней школы № 6 и лишь в 1996 году получила, как говорит Марина Алферова, свой дом.

— Для этого я каждый месяц записывалась на прием к мэру и просила помочь нам переехать в свое здание. И, наконец, нам согласились отдать недостроенный магазин. Я тут же посмотрела план (первое образование у меня строительное), согласовала свое видение помещения с архитектором, и за пару месяцев школа стала такой, какую вы сейчас видите, — вспоминает руководитель. Когда я начала здесь работать, у нас было 90 учащихся, сейчас их 400. Появились новые отделения: декоративно-прикладного искусства, компьютерной графики, на них кроме рисунка, живописи и композиции дети изучают специальные дисциплины.

Новые предметы, безусловно, дань времени. Как заявляют педагоги, современных детей учить непросто — нужно найти подход к каждому и научить тому, что, в общем-то, не проходят в художественных школах: патриотизму, традициям и другим не менее важным вещам.

На уроках маститые художники читают ученикам русские пословицы и народные сказки, чтобы дети поняли, что такое ступа с Бабою-ягой и как ее рисовать. Хотя принимают в школу с 10 лет, познания детской литературы у учащихся весьма отрывочные.

— Поток информации сейчас большой, дети получают много знаний, но в голове у них закрепляется только то, что они хотят запомнить. Поэтому у них нет понимания, в каком краю они живут. Знаете, многие наши ученики были за границей, а на Байкале — нет. Мы вывозим их каждое лето на пленэрную практику на озеро, составляем натюрморты, используя сибирские составляющие, — делится переживаниями Петр Петрович Лазурков, преподаватель с 40-летним стажем.

Педагоги не только  обучают своих воспитанников специальным дисциплинам, но и стараются передать им жизненный опыт, расширить кругозор, и, наверное, это делает шелеховскую художественную школу особенной. Здесь даже атмосфера такая — семейная. Видимо, поэтому сюда возвращаются бывшие ученики, чтобы стать наставниками для новых учащихся.

  • Конкурс «100 лучших школ России» был проведен впервые в 2013 году в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского образовательного форума «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современной школы в России». Он стал одной из наиболее значимых общественных наград в области образования. Конкурс дает возможность на основе независимой оценки определить результаты образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности учреждений, дающих путевку в жизнь десяткам миллионов российских детей и подростков, придать этим результатам общественное звучание и таким путем повысить авторитет организаций-лауреатов, учительского корпуса, системы школьного образования в целом.

Иллюстрации: 

Марина Алферова более 20 лет работает директором детской художественной школы имени Сурикова. До этого трудилась в Новосибирске в проектном институте, затем там же в художественной мастерской, но судьба привела ее вновь в Шелехов. Здесь она стала лучшим директором (на фото она рядом с наградой — дипломом и медалью): «Главный принцип преподавания в нашей школе — живой диалог между учителем и учеником. Это развивает у детей активность, самостоятельное мышление, вкус»
Марина Алферова более 20 лет работает директором детской художественной школы имени Сурикова. До этого трудилась в Новосибирске в проектном институте, затем там же в художественной мастерской, но судьба привела ее вновь в Шелехов. Здесь она стала лучшим директором (на фото она рядом с наградой — дипломом и медалью): «Главный принцип преподавания в нашей школе — живой диалог между учителем и учеником. Это развивает у детей активность, самостоятельное мышление, вкус»
Преподаватель высшей квалификационной категории, лауреат губернаторской премии Петр Лазурков обучает детей в третьем классе. Тема рисунка — грядущее 70-летие победы в Великой Отечественной войне, поэтому на листах бумаги появляются солдаты, сцены боев и фейерверки на Красной площади. «Если мы рисуем мирное время, победителей, то фон, как небо, раскрашиваем в синий цвет, если же на рисунке изображены военные действия, то фон должен быть красным», — поясняет символические тонкости Петр Петрович
Преподаватель высшей квалификационной категории, лауреат губернаторской премии Петр Лазурков обучает детей в третьем классе. Тема рисунка — грядущее 70-летие победы в Великой Отечественной войне, поэтому на листах бумаги появляются солдаты, сцены боев и фейерверки на Красной площади. «Если мы рисуем мирное время, победителей, то фон, как небо, раскрашиваем в синий цвет, если же на рисунке изображены военные действия, то фон должен быть красным», — поясняет символические тонкости Петр Петрович
В лучшей школе и учителя под стать. На фото — Геннадий Васильевич Шихалев, преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения по живописи, а также член Союза художников России и заслуженный художник Российской Федерации. Эту картину он нарисовал недавно, вспоминая, как провел лето на даче, собирая ягоду и угощая соседских детей. Скоро в Иркутске откроется персональная выставка Геннадия Шихалева: «Я преподаю композицию в старших классах; хотя мы работаем с группой, но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, в зависимости от его возможностей. Дети своей энергией подбадривают, вдохновляют на новые работы»
В лучшей школе и учителя под стать. На фото — Геннадий Васильевич Шихалев, преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения по живописи, а также член Союза художников России и заслуженный художник Российской Федерации. Эту картину он нарисовал недавно, вспоминая, как провел лето на даче, собирая ягоду и угощая соседских детей. Скоро в Иркутске откроется персональная выставка Геннадия Шихалева: «Я преподаю композицию в старших классах; хотя мы работаем с группой, но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, в зависимости от его возможностей. Дети своей энергией подбадривают, вдохновляют на новые работы»
Загрузка...