Шаманы провели в Иркутске большой тайлаган

На левом берегу устья реки Иркут прошел тайлаган, посвященный открытию небесных врат.

Принято считать, что только после него можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их, просить благополучия и добра. Иркутские шаманы спустили на землю верховные божества и родовых онгонов. Понаблюдать за столь необычным, ярким и живописным действом собрались десятки человек.

Обряды на берегу Иркута проводят уже третий год. Однако среди паломников нашлось немало людей, которые приехали сюда впервые.

— Мне рассказала о тайлагане подруга. Я никогда не была на шаманских обрядах, поэтому мне стало интересно. Посмотрела в Интернете, что это такое, и решила приехать, — говорит Елена, жительница Иркутска.

Единственное, что вызвало затруднение многих новичков, — место проведения мероприятия. Несмотря на то что схема проезда была известна заранее, людям все же пришлось поблудить по окрестностям поселка Жилкино и СНТ «Мостовик». Пешим паломникам до места назначения пришлось пройти более двух километров.

Действо происходило на большой поляне. Одна ее часть, в виде квадрата, была огорожена лентой.

Входить на эту площадку разрешалось только шаманам. Все остальные располагались вдоль территории.

При этом, согласно издревле установленным правилам, женщины должны были находиться справа, а мужчины слева. Сразу за огражденной территорией располагалась палатка, куда паломники приносили свои списки с указанием имени, рода, национальности, знака по восточному календарю и года рождения, только не фактического, а внутриутробного. Это требовалось для того, чтобы получить благословение духов, «открыть дороги» и поставить защиту.

Каждый из участников обряда принес с собой угощение: чай, молоко, водку, сладости. Часть этой пищи они должны были отдать божествам, а другую забрать с собой. Во время молебна вся пища освящалась. По словам Баира Тулунова, иркутского шамана, тайлаган проводится для того, чтобы открыть небесные врата.

— Весной просыпаются природа и божества. После совершения этого тайлагана можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их, просить благословение, — говорит Баир Тулунов.

Во время обряда паломники должны придерживаться определенных правил: не употреблять алкоголь, не ругаться и не кричать. Перед проведением молебна шаманы оборудовали березовую рощу. Для этого они привезли с собой несколько молодых тоненьких деревцев и разукрасили их разноцветными лентами. Синие символизировали небо, желто-красные — золото, а бело-синие — серебро. Перед рощей установили небольшой самодельный столик, на котором также было разложено угощение богам. Рядом с ним находился разделанный баран, который был преподнесен в качестве жертвоприношения. Неподалеку от рощи развевались флаги с религиозным орнаментом и гербом Иркутской области. На одном из них изображен орел — тотем Ольхонского района.

Каждый из шаманов приготовил и свой тахил — столик, на который выложили сладкое угощение, спиртное, молоко, чай. В первую очередь под звуки бубнов и колокольчиков они призывают на землю великих божеств. Для этого во время молебна шаманы зажигают свечи, которые служат для них своего рода маяком. Затем, после приглашения духов, следует оживление березовой рощи, по которой и предстоит спуститься божествам.

Для каждой березки предусмотрен свой подарок.

Так, на одной из них были подвешены самодельные гнезда с золотыми яйцами, которые символизируют продолжение рода и начало новой жизни. Также вокруг рощи несколько раз проносят шкуру с бараном.

После этого ритуала шаманы призывают родовых онгонов и входят в транс. В этот момент на них надеты специальные шапки со шторками, которые закрывают их глаза, —майхабши. Сверху на них изображены глаза. Они символизируют глаза онгона, который входит в тело шамана. При этом во время транса шаман закатывает глаза, а вселившийся онгон уже начинает смотреть на свет через отверстия на шапке. Таким образом онгон общается с людьми. Он может рассказать о будущем или дать совет. Для этого любой желающий может подойти к шаману и задать интересующий его вопрос. Однако смотреть в эти глаза категорически запрещается — считается, что дух может забрать у человека душу.

По окончании обряда шаманы попросили у божеств благополучия, процветании, мира и добра для всех жителей Иркутской области. Как отметил Баир Тулунов, в этом году силами иркутской организации шаманов «Байкал» должно быть проведено четыре больших тайлагана: «Открытие небесных врат» (он уже состоялся), «Арын 13 ноед» (пройдет на Ольхоне), «Эмниг Сагаан Ноен» (в Иркутске) и «Закрытие небесных врат».

Чтобы божества спустились на землю, шаманы «оживили» березовую рощу. Для этого они использовали сладкое угощение, свечи, гнезда с золотыми яйцами.
Чтобы божества спустились на землю, шаманы «оживили» березовую рощу. Для этого они использовали сладкое угощение, свечи, гнезда с золотыми яйцами.
Перед началом тайлагана шаманы принесли в жертву барана.
Перед началом тайлагана шаманы принесли в жертву барана.
Для проведения обряда на поляне обустроили березовую рощу и установили флаги с религиозным орнаментом и гербом Иркутской области.
Для проведения обряда на поляне обустроили березовую рощу и установили флаги с религиозным орнаментом и гербом Иркутской области.
Согласно издревле установленным традициям, женщины во время обряда должны находиться справа, а мужчины слева.
Согласно издревле установленным традициям, женщины во время обряда должны находиться справа, а мужчины слева.
Материалы в тему: 

На июньской сессии Законодательного Собрания Иркутской области будет рассмотрено более 70 вопросов

В Законодательном Собрании 24 июня 2013 года состоялось заседание коллегии под председательством Людмилы Берлиной, где депутаты обсудили и сформировали предварительную повестку 57 сессии, которая назначена на 26 июня. Как сообщает пресс-служба ЗС, парламентариям предстоит обсудить свыше 70 вопросов...
Загрузка...