Шаманы попросили благ у хозяина Иркута

В Иркутске шаманы провели большой обряд на берегу реки Иркут. Третий год подряд они просят у хозяина реки — Эмниг-Сагаан-ноена — удачи, процветания, финансового благополучия и достатка для всего региона.

Принято считать, что защитник города покровительствует коммерции, торговле и финансам. В народе его называют казначеем, поэтому в ходе обряда каждый желающий мог попросить и лично для себя увеличения прибыли и богатства.

Место, где ежегодно проводится обряд, найти нелегко, однако те, кто регулярно приезжает на берег Иркута, без особых проблем добираются до нужного места. Несмотря на то что два дня подряд перед тайлаганом шел дождь, обряд не отменили. Шаманы заблаговременно побрызгали на хорошую погоду и попросили прекратить осадки. И действительно — все пять часов, сколько длился обряд, дождь только слегка накрапывал.

Когда же шаманы призвали защитника Иркутска, Эмниг-Сагаан-ноена, и вовсе ярко засветило солнце. По словам Виталия Балтаева, шамана, члена правления иркутской религиозной организации шаманов «Байкал», такое явление они наблюдают третий год подряд.

Однако капризы погоды сказались на количестве участников. Мало кто решился в этот раз посетить обряд. В одной из палаток традиционно составляли списки. Люди указывали имя, национальность, род, знак по восточному календарю и год рождения. Причем к паспортному году прибавляется еще один. По-бурятски год, проведенный в утробе матери, приравнивается к году жизни. Также в списки можно занести всех своих близких и родных, для того чтобы «открыть им дороги», поставить защиту и получить благословение духов.

На этот раз для проведения обряда на берегу реки Иркут собрались 18 шаманов из Иркутска, Омска, Бурятии, Читы и Москвы.

Под звуки бубнов и пение они призывали 13 северных божеств-хатов, покровителей Байкальского региона. Для них они приготовили угощение. У каждого шамана был приготовлен тахил, на котором по обычаю находились сладости, молоко, алкоголь, чай. У восточных народов это считается богатым порядком. Чай, молоко символизируют здоровье, долголетие, а печенье и конфеты — сладкую жизнь. Кроме того, у каждого на столике в чашах горят свечи. На свет их пламени спускались на землю божества.

Для проведения обряда шаманы заранее приготовили березовую рощу. Деревья срубили в других местах и перенесли на место обряда. Тоненькие березки украшены разноцветными лентами: синие означают небо, желто-красные — золото, бело-синие — серебро. Для каждого деревца также приготовлены подарки: сладости, фигурки из ткани в виде животных, гнезда с золотыми яйцами. Шаманы щедро одаривают рощу гостинцами, читают молитвы и подносят главный презент — барана. Его также готовят заранее.

После этого шаманы призывают и родовых онгонов. Это, пожалуй, самое зрелищное и впечатляющее действо. Для того чтобы духи могли общаться с людьми и ответить на все их вопросы, шаманы входят в транс. При этом на них надеты специальные головные уборы — майхабши. Во время транса глаза шаманов закрыты черной шторкой, а духи видят людей через глаза, изображенные на шапочке. При этом смотреть в них нельзя — принято считать, что таким образом онгоны могут забрать душу человека. Как только участники обряда входят в транс, к ним спешат паломники. Одни просят излечения, другие — совета, третьи пытаются заглянуть в свое будущее. Духи не отказывают никому в помощи. Эта работа отнимает у шаманов много сил, поэтому некоторое время после ритуала они отдыхают. У небольшого костра сушат бубны, которые очень быстро впитывают влагу и становятся влажными.

По словам Оксаны Тогашеевой, шаманки из МРОШ «Тэнгэри» г. Улан-Удэ, этот обряд долгое время считался потерянным, однако сегодня он вновь восстановлен.

— Сначала мы призываем 13 хатов и родовых божеств. Даем им знать, что мы проводим обряд и молимся за людей. Просим для них удачи и везения. Ведь если это будет, то и все остальное приложится, — говорит Оксана.

Все участники во время обряда должны быть только с чистыми помыслами. По традиции мужчины находятся справа, а женщины слева.

— Это не просто обряд, это праздник. Мы отдаем дань нашим предкам, благодарим их за работу, за то, что они выбрали нас в качестве своих последователей, и чествуем их, — рассказывает Марина Чайжалсанова, председатель МРОШ г. Читы «Хуун Шубуун». Название общины переводится как «царица-лебедь».

— Я постоянно участвую в обрядах, тайлаганах. Моя мама родом из Иркутска, а отец из Читы. Шаманство передается из поколения в поколение, однако наше считается потерянным. При советской власти, во время репрессий, у меня было выбито три поколения. Мой дед стал просто кузнецом. Может быть, он и брызгал, но тайком, чтобы никто не знал. Его сын погиб на фронте. Я сама особо не верила в шаманские корни, до той поры, пока самой не пришлось с этим столкнуться. Шаманкой стала восемь лет назад, но посещала обряды, еще будучи мирянкой, до посвящения.

Немного отдохнув, шаманы стали призывать и главного защитника Иркутска — хозяина реки Иркут Эмниг-Сагаан-ноена. Он является покровителем торговли, финансов (так называемый казначей или финансовый директор). Шаманы просили благополучия, богатства и процветания для всех жителей Байкальского региона.

Паломники в свою очередь могли попросить успеха в бизнесе, увеличения прибыли и материального достатка.

В завершение обряда все участники принесли божествам в дар сладкое угощение, молоко, чай, спиртное и мясо. Была сожжена и импровизированная березовая роща.

Следующий обряд, последний в этом сезоне — «Закрытие небесных врат», — пройдет в сентябре.

Иллюстрации: 

Березовую рощу сожгли в качестве дара божествам.
Березовую рощу сожгли в качестве дара божествам.
Защитник Иркутска Эмни-Сагаан-ноен дал свое благословение всем жителям Прибайкалья.
Защитник Иркутска Эмни-Сагаан-ноен дал свое благословение всем жителям Прибайкалья.
Евгений, шаман из Москвы, на обряд попал по воле счастливого случая.
Евгений, шаман из Москвы, на обряд попал по воле счастливого случая.
baikalpress_id:  97 121
Загрузка...