Семь лет не повышали цены

Прошлая неделя запомнилась иркутянам транспортным коллапсом: сотни маршрутных автобусов не вышли на линии в прошлый четверг, 2 апреля, из-за отказа службы по тарифам Иркутской области повысить стоимость проезда.

Аргументы водителей ясны как белый день: плата за проезд в Иркутске не меняется уже 7 лет, при этом цены на запчасти и бензин увеличиваются чуть ли не ежемесячно. Замечания законны, но и водителям нужно соблюсти все требования службы, чтобы добиться увеличения тарифа. О транспортной проблеме, саботаже перевозчиков, о новой цене проезда и о том, готовы ли иркутяне платить больше, сегодня в «Пятнице».

О том, что сотни водителей не выйдут на работу 2 апреля, не знал никто, кроме самих перевозчиков. Иркутяне поняли, что в городе происходит что-то странное с транспортом, лишь на остановках.

— Я ехал с «Южной» на работу в центр города, — рассказывает менеджер Андрей Еремин. — Обычно уезжаю без проблем: транспорт через нашу остановку ходит разный — всегда можно доехать. А тем утром на «Южной» нереально было протолкнуться к автобусам, не то что сесть в них — все ехали битком. В итоге с пересадками добирался и наблюдал толпы людей на всех остановках — ни разу такого не видел. На работу опоздал, конечно.

В первые утренние часы пыталась добраться до остановки «Степана Разина» жительница Ново-Ленино Ангелина Волошина:

— Стояла на «Подстанции» — автобусы все мимо. Я удивилась, ведь в такое время, около 8 утра, еще довольно свободно в маршрутках. Подумала, авария, пробка где-то в городе, автобусы вернуться не могут. Втиснулась в итоге кое-как в первый попавшийся автобус и в салоне уже услышала: бастуют из-за цены за проезд. Знала бы, еще раньше вышла бы.

Однако предупредить иркутян о несанкционированной забастовке было некому: они не уведомили городскую власть о планируемой акции, сделав горожан заложниками ситуации. В итоге руководству Иркутска экстренно пришлось отправлять на маршруты всю технику — увеличили количество трамваев, троллейбусов, муниципальных автобусов.

И здесь без происшествий не обошлось. Тем, кто отказался участвовать в забастовке, неизвестные выбивали стекла в маршрутках, подрезали их на дороге и заставляли высаживать пассажиров.

У маршрутчиков своя правда: сбор необходимых документов, заключение договоров, оформление бумаг для неподготовленного человека — излишняя бюрократия и бумагомарательство.

— Мы ориентируемся на 103-е постановление правительства Иркутской области от 28 ноября 2008 года «Об утверждении Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа, — объясняет свою позицию Алексей Шабанов, председатель Союза автомобилистов Сибири. — Нормативы, указанные в Положении, создают административные барьеры, препятствующие пересмотру цен на транспортные услуги. Чтобы поднять тариф, надо предоставить в службу массу документов вплоть до чеков, подтверждающих расходы на бензин, запчасти и многое другое. При этом государство разрешает работать по упрощенной системе налогообложения, и у многих таких документов нет! Мы потратили много сил и времени, собрали все это, но снова получили отказ».

По словам владельцев маршрутов, служба по тарифам мотивировала отказ отсутствием договора с администрацией, а его наличие — обязательное условие. При этом сами маршрутчики уверены, что это лишние придирки: «В федеральном законодательстве о нем не сказано ни слова, — возмущается Алексей Шабанов. — И это уже вопрос юридической плоскости, который мы будем решать в суде».

Многие водители отказываются сейчас говорить на эту тему — сильно уж наболевший вопрос. Но в одном сходятся все — и шоферы частных маршрутов, и муниципальных, и тех, кто бастовал, и тех, кто в день саботажа вышел на линию — цену за проезд нужно поднимать, иначе автопарк попросту рассыплется.

— Хочется ведь, чтобы машина была в порядке, чтобы в салоне чисто и комфортно, чтобы мотор не барахлил. И деньги в семью приносить хочется, — рассуждает Петр Иннокентьевич Мигунов, водитель автобуса. — А получается что? За 12 рублей возим людей уже 7 лет: не дают повысить цену, а услуги по ремонту, бензин, запчасти — все дорожает. Водители ведь тоже люди, у нас есть семьи, дети. Тот же хлеб едим, в те же магазины ходим, детей в школу собираем! Пассажиры и те порой удивляются: почему цену не поднимаем? В Тулуне цена проезда 14—15 рублей, в Усолье — 16 рублей, в Братске — 16, в Новосибирске — от 19 рублей и выше, в Москве — от 30 рублей, это если оптом билеты покупаешь, а разовый билет — 50. Только у нас тариф заморожен.

Петр Михайлович убежден, что большая часть иркутян понимают, что повышение стоимости проезда — мера адекватная. «Да, найдутся всегда те, кто против выступит. Они на кризис кивают, мол, и так все дорожает. А нам что делать? Без прибыли работать? Без зарплаты?

Водители утверждают, что от повышения тарифа все только выиграют: появятся средства проводить качественный ремонт, а значит, ездить пассажирам будет комфортнее и быстрее.

Спасая положение, 2 апреля утром администрация Иркутска в кратчайшие сроки создала оперативный штаб, вывела на городские маршруты весь имеющийся муниципальный транспорт и пригласила владельцев частных компаний к переговорам.

По поручению мэра Иркутска, на переговорах присутствовали вице-мэр Иркутска Антон Логашов, заместитель мэра, председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Булат Дугаров, начальник управления транспорта Юлия Гордина, временно исполняющий полномочия председателя думы Александр Ханхалаев, депутат думы Иркутска Сергей Юдин. На совещании стороны пришли к конструктивному решению: перевозчики вышли на работу, а власть обещала помочь в сборе и оформлении документов.

— Ничего сложного в обосновании тарифа нет, это доказывают другие города области, которые проходят точно такую же процедуру обоснования, — говорит Юлия Гордина, начальник управления транспорта администрации Иркутска. — Однако есть несколько пунктов, которые вызывают вопросы. Первое — налоговая отчетность. Она должна быть абсолютно прозрачной. Второе — не у всех перевозчиков есть договоры с администрацией, которые они должны заключать после получения лицензии. Владелец маршрута должен согласовать с администрацией города схему движения, расписание, интервал и т. д. Этот договор — основание для осуществления деятельности по маршрутам Иркутска.

Юлия Владимировна уточняет, что с 2004 года по настоящее время договоры не заключались из-за пробелов в законодательстве. За прошедшие 11 лет перевозчики об этом обязательном требовании забыли, а когда им напомнили, все равно решили рискнуть: подали в службу по тарифам неполный пакет документов, за что и получили законный отказ. «Теперь вопрос с законодательством решился, и всем, кто работает без договоров, необходимо таким документом обзавестись, — говорят в администрации Иркутска. — На сегодняшний день 22 перевозчика уже подписали документы. Это перевозчики, работающие на маршрутах № 90, 80, 3, 87, 16с, 27, 13, 28, 28р и др. У этих предприятий есть производственная база, собственный транспорт, который соответствует требованиям, словом, все, что необходимо. Пойти тем же путем необходимо и другим коммерсантам».

Почему же они не идут? На это есть ответ: не все автобусы и маршрутки имеют право перевозить пассажиров.

Ни для кого не секрет, что по Иркутску порой движется настоящий автохлам. Именно таким коммерческим перевозчикам не резон идти в мэрию — с устаревшим автопарком разрешения на обслуживание пассажиров никогда не получить. К слову, уже в следующем году к незаконным маршрутам будут применять меры административного воздействия. Для этого разрабатывается проект регионального закона о транспортном обслуживании.

— Увы, но только неизбежность наказания способна навести порядок. В этом законе будет все прописано: и необходимость договора, и штрафы за его отсутствие, и многое-многое другое. Приведу простой пример: многие маршрутчики сейчас объезжают пробки по улицам, которые не предусмотрены маршрутами. Нередко случаются аварии. А когда будет закон, все вопросы уйдут сами собой, — убеждена Юлия Владимировна.

Юлия Гордина уверена, что уже скоро в Иркутске вновь воцарится порядок в сфере транспортных перевозок:

— Порядок исчез в начале 2000 годов, когда ликвидировали единую диспетчерскую службу. После этого начался хаос: самовольный выход на линию, самовольное открытие маршрутов, присваивание номеров и так далее. Сейчас мы снова создаем систему и сможем навести в городе порядок.

Мы спросили у горожан: «Что вы думаете о повышении стоимости проезда в общественном транспорте?»

Людмила:

— Повышение — это логично, возразить против этого нечего. По 12 рублей ездим уже несколько лет, пора повышать.

 

Антон:

— Я готов платить больше, но чтобы автобусы и маршрутки были в хорошем состоянии, а то в некотором транспорте даже коснуться чего-то противно.

 

Евгений:

— Наверное, уже можно и повысить немного. Я бы предложил 15 рублей — это комфортная цена. И сдачу давать удобно!

 

Дмитрий:

— Я за повышение — водителям тоже нужно жить. Тем более что уже давно цены за проезд не поднимали.

 

Вера:

— Если одобрение службы по тарифам будет дано, то и я не против. Значит, все законно. В других городах давно уже дороже.

 

Никита:

— Бензин дорогой, запчасти дорогие, износ у маршруток тоже серьезный — нужно повышать, конечно!

 

Сергей:

— Думаю, вполне можно повысить. Все дорожает, это закономерно.

  • По поручению мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, для оперативного реагирования городских властей и всех контролирующих служб на нарушения в сфере пассажирских перевозок организована телефонная горячая линия по вопросам работы общественного транспорта: 520-112.
  • В Иркутске 1336 пассажирских транспортных средств, из них 251 — это муниципальный транспорт (149 автобусов, 41 трамвай, 61 троллейбус). При таком соотношении единиц техники 52% иркутян перевозит муниципальный транспорт, 48% — коммерческий. Объясняется это тем, что вместимость муниципального транспорта больше. Перевозку пассажиров ведут предприятия МУП «Иркутскгорэлектротранс», МУП «Иркутскавтотранс», а также 228 перевозчиков иных форм собственности. В Иркутске 74 городских автобусных маршрута, 10 троллейбусных и 7 трамвайных маршрутов.
Утро 2 апреля, Иркутск. Переполненные остановки и битком забитые муниципальные автобусы, которые оперативный городской штаб отправил на дороги для спасения ситуации. По неофициальным данным, в забастовке на прошлой неделе участвовали 18 маршрутов города. Причиной транспортного коллапса стал отказ маршрутчикам  в повышении цены за проезд. «Вы, иркутяне, избалованы стоимостью проезда, — уверен Юрий Никитин, читатель «Пятницы» из Усолья, позвонивший в редакцию после нашей первой публикации о забастовке. — У нас давно уже проезд в маршрутке стоит 16 рублей. А город-то значительно меньше!»
Утро 2 апреля, Иркутск. Переполненные остановки и битком забитые муниципальные автобусы, которые оперативный городской штаб отправил на дороги для спасения ситуации. По неофициальным данным, в забастовке на прошлой неделе участвовали 18 маршрутов города. Причиной транспортного коллапса стал отказ маршрутчикам в повышении цены за проезд. «Вы, иркутяне, избалованы стоимостью проезда, — уверен Юрий Никитин, читатель «Пятницы» из Усолья, позвонивший в редакцию после нашей первой публикации о забастовке. — У нас давно уже проезд в маршрутке стоит 16 рублей. А город-то значительно меньше!»
Начальник управления транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина: «Заявленная перевозчиками цена проезда — 18 рублей. Безусловно, ее обоснованность будет проверяться службой по тарифам правительства Иркутской области, когда перевозчики вновь подадут туда пакет документов»
Начальник управления транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина: «Заявленная перевозчиками цена проезда — 18 рублей. Безусловно, ее обоснованность будет проверяться службой по тарифам правительства Иркутской области, когда перевозчики вновь подадут туда пакет документов»
Материалы в тему: 

Восемь экотроп обустроят волонтеры Большой Байкальской тропы этим летом

Волонтерский проект по уборке и строительству экологических троп Большой Байкальской тропы (ББТ) пройдет в течение двух месяцев на восьми площадках Байкальского региона летом 2014 года. Как сообщает 3 июля пресс-служба организации. В проектах примут участие более 200 волонтеров. С 4 по 17 июля в Бай...
Загрузка...