Секретный поезд

В 2020 году Вооруженные силы России получат новое поколение поездов с пусковыми установками баллистических ракет

Боевой ракетный железнодорожный комплекс «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника; БЖРК «Молодец».

Засечь поезд будет невозможно: помимо современных средств маскировки его оснастят системами радиоэлектронной борьбы и другими устройствами, повышающими скрытность. Дивизионный комплект БЖРК будет состоять из пяти поездов, каждый из которых приравняют к полку. 

Создание «Баргузина» является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО, считает бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин.

Ранее командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев говорил о принятии «Баргузина» на вооружение в 2019 году, однако сроки работ по созданию поезда сдвинуты на год из-за сложной финансовой ситуации. Эскизный проект БЖРК создан, ведется разработка конструкторской документации.

В 2017 году Владимиру Путину представят подробный доклад по теме и план развертывания ракетных поездов.

— Новые БЖРК будут значительно превосходить своего предшественника «Молодца» по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам. Это позволит данному комплексу на долгие годы, как минимум до 2040 года, находиться в боевом составе РВСН. Таким образом, войска возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования, — рассказал Сергей Каракаев.

 Из 12 советских ракетных поездов 10 было уничтожено в соответствии с договором СНВ-2, два передано в музеи. На смену им пришли подвижные грунтовые комплексы ракет «Тополь-М», значительно проигрывающие поездам в мобильности и неуязвимости. При этом восстановить систему БЖРК несложно: сохранились уникальные технические решения и конструкторские наработки, наземная инфраструктура — в том числе скальные тоннели, где поезд не найдет ни одна разведка и не достанет ядерный удар.

Неуловимый «Молодец»

Согласно легенде, идею использовать поезда для запуска баллистических ракет Советскому Союзу подбросили американцы. После того как в США создание железнодорожных ракетных комплексов сочли проектом дорогим, трудновыполнимым и нецелесообразным, ЦРУ предложило дезинформировать советскую разведку: дескать, в Америке такие поезда создаются — и пусть русские вбухивают миллиарды в утопию.

Операция была проведена, но результат ее оказался неожиданным: Советский Союз создал ракетные поезда «Молодец», немедленно ставшие головной болью Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели группировку спутников, а в конце 80-х — когда БЖРК уже вышли на маршруты, из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Советские контрразведчики контейнер быстро вычислили и сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: «Искать ваши ракетные поезда все равно что иголку в стоге сена».

Действительно, вышедшие на боевое дежурство БЖРК мгновенно пропадали среди тысяч составов, колесивших по разветвленной железнодорожной сети Советского Союза. Внешне «Молодец» был замаскирован под обычный смешанный состав: пассажирские вагоны, почтовые, серебристые рефрижераторы.

Правда, у некоторых вагонов было не по четыре пары колес, а по восемь, но со спутника их не пересчитаешь. В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. Чтобы это не бросалось в глаза, в конце 80-х большие грузовые поезда стали водить трехсекционные локомотивы. К 1994 году на вооружении находилось 12 БЖРК, с тремя ракетами в каждом.

Складная ракета

В ходе создания «Молодца» пришлось решить массу сложных проблем. Длина вагона с пусковой установкой не должна превышать 24 метров — иначе он не впишется в железнодорожную инфраструктуру. Таких коротких баллистических ракет в СССР не делали. Самая компактная — МБР — весит свыше 100 тонн. Как сделать, чтобы состав с тремя пусковыми установками не раздавил железнодорожные пути? Как спасти поезд от адского пламени стартующей ракеты? Над рельсами — контактная сеть, как ее обойти? И это далеко не все возникшие перед конструкторами вопросы.

Созданием БЖРК занимались знаменитые братья-академики Алексей и Владимир Уткины. Первый делал поезд, второй — ракету для него. МБР впервые в СССР сделали твердотопливной, с разделяющейся головной частью. РТ-23 (по классификации НАТО — SS-24 Scalpel) состояла из трех ступеней и забрасывала на 11 тыс. км 10 термоядерных боеголовок мощностью по 500 килотонн. Чтобы «Скальпель» уместился в железнодорожном вагоне, сопла и обтекатель сделали выдвижными.

Как устроен ракетный поезд

Пока Владимир Уткин придумывал складную ракету, его брат Алексей колдовал над раздвижным поездом. В КБ специального машиностроения спроектировали пусковую установку грузоподъемностью 135 тонн на четырех двухосных тележках. Часть ее тяжести передавалась на соседние вагоны. Замаскирован вагон был под рефрижератор с фальшивыми сдвижными дверями на боках. На самом деле открывалась крыша, а из-под днища выходили мощные гидравлические домкраты, упиравшиеся в бетонные плиты по бокам железнодорожного полотна. БЖРК оснастили уникальными выдвижными устройствами, отводившими в сторону контактный провод. Вдобавок участок, на котором проходил пуск, обесточивали.

Старт ракеты был минометным: пороховой заряд выбрасывал «Скальпель» из пускового контейнера на высоту 20 м, корректирующий заряд отводил сопла в сторону от поезда, включался двигатель первой ступени, и с характерным для твердотопливных ракет дымным следом SS-24 уходила в небо.

Невидимый и неуязвимый

К 1991 году были развернуты три ракетные дивизии с 12 БЖРК: в Красноярском крае, Костромской и Пермской областях. В радиусе 1500 км от мест дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.

Вне боевого дежурства БЖРК находились в укрытии. Затем выдвигались в определенную точку железнодорожной сети и делились натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта — обычно они располагались вокруг точки треугольником. В составе каждого поезда были цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запас воды и продуктов. Автономность ракетного поезда составляла 28 суток.

Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую — их в Советском Союзе было более двухсот. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если миновать их было никак нельзя, ракетные поезда проходили их без остановок и на рассвете, когда людей поменьше. Железнодорожники называли БЖРК «поезд номер ноль».

Поскольку ракетный поезд планировался как оружие ответного удара, в 1991 году были проведены эксперименты «Сияние» — на воздействие электромагнитного излучения, и «Сдвиг». Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 м от БЖРК взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в Восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 80 м, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел).

Одна из пусковых установок показала снятие с готовности, но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запустила ракету.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments