Сдаем автохлам

За последнее время в Приангарье заметно выросли продажи автомобилей. Причиной тому запущенная в сентябре государственная программа утилизации подержанных машин.

Программа продлится до 31 декабря этого года, но желающим принять в ней участие лучше с этим не затягивать — в рамках утилизации автодилеры реализуют ограниченное число машин. В этом году к программе присоединились практически все автомобильные компании, так что купить со скидкой можно абсолютно разные марки машин. Главное, чтобы они были произведены на территории России.

Во время прошлых кампаний по утилизации старенькие автомобили отправляла под пресс колония № 15 в Ангарске. Так было утилизировано более тысячи машин. Сейчас колония отправила документы на российские автозаводы и ожидает включения ее в госреестр утилизаторов.

— В 2010 году каждому автовладельцу нужно было заплатить три тысячи рублей, чтобы его авто приняли на утилизацию. В этом году граждане просто сдают машины и ничего за это не платят, — говорит Александр Иванов, начальник центра трудовой адаптации колонии № 15.

— Машины поступали из категории «выкрасить и выбросить», — рассказал Александр Степанович об особенностях прошлой утилизации. — Похоже, они долгое время гнили где-то под забором. Единицы приходили своим ходом. В основном везли рухлядь на автовозах из Иркутска, Братска и Саянска. Ретроавтомобилей не привозили. Из общего ряда немного выбивались «Волги» 60—70-х годов, но находились они в плачевном состоянии.

В компанию «Иркутск-АвтоВАЗ» по программам утилизации и «Трейд-ин» обратилось порядка пятисот человек. Другой вопрос, что не каждый обратившийся смог сдать старую машину и уехать на новенькой. Такое случается, если подержанный автомобиль не соответствует определенным требованиям.

— В программе утилизации может участвовать автомобиль который не менее полугода находится в собственности хозяина, который хочет его сдать, — объясняет Андрей Колотенко, генеральный директор компании «Иркутск-АВТОВАЗ». — На автомобиле не должно быть никаких обременений. Перед тем как прийти к нам, нужно получить в ГИБДД документ, что машина снята с учета для утилизации.

После этого колымага навсегда теряет статус транспортного средства. Техническое состояние машины, подпадающей под действие программы по утилизации, может быть самым плачевным: разбитые стекла, битый, мятый кузов, ржавчина. Но чтобы авторухлядь приняли, у нее должен быть аккумулятор, пускай и нерабочий, а также двигатель, колеса, двери — словом, основные элементы.

Не все дилерские центры принимают старые машины у себя. Кто-то направляет граждан в утилизационные фирмы. Там в свою очередь выдают акт о том, что автомобиль принят. С этим актом и документом из ГИБДД можно отправляться в салон.

Пункты приема есть в Братске, Тулуне, Усть-Илимске — словом, во всех крупных городах Иркутской области.

Сейчас требования к утилизаторам ужесточились, и не все предприятия, принимавшие автохлам в прошлом, смогли им соответствовать.

На сегодняшний день в области работают пункты только двух аттестованных утилизаторов — Сибвторцветмета и Сибирьвтормета. Виды деятельности этих фирм — обезвреживание, размещение, заготовка, хранение, переработка и реализация. На каждый вид деятельности фирмы получали лицензию.

Одна из целей программы утилизации — показать предприятиям, что заниматься переработкой выгодно. Вот, скажем, сливает утилизатор со списанной машины масло, а его можно использовать в качестве компонента для топочного мазута или пропитки для шпал. Более того, есть предприятия, которые заинтересованы покупать эту дешевую продукцию.

— Передо мной, как перед представителем завода, была поставлена задача найти партнеров, которые старую машину, грубо говоря, не закапывали бы в землю и не сливали бы неизвестно куда масла и опасные кислоты, — рассказывает Андрей Колотенко. — И такие утилизаторы, способные дать каждой частице старой машины новую жизнь, нашлись.

Пластмассовые части автомобиля переработчики дробят на гранулы, из которых потом изготавливают пакеты, пленку для теплиц и т. д. Шины измельчают в крошку, которую потом добавляют в асфальт. Из аккумуляторов вынимают свинец и отправляют на заводы, где из него делают дробь для охотничьих ружей. Кислоту обезвреживают каустической содой и превращают в воду. Масла идут на заводы, где они используются для изготовления шпал. Алюминий, медь и прочие цветные металлы тоже востребованы на российских заводах.

При весе машины в 1,8 тонны это черный металл, составляющий главную статью дохода утилизаторов. Автомобильный кузов под прессом превращают в лепешку, режут на куски и отправляют на Кузбасс. Там металл переплавляют в листы железа — довольно дешевое сырье на фоне металла, выплавленного из железной руды. Потом из этих листов делают уголок, арматуру, трубы. Кроме того, прокатный лист черного металла идет на производство новых автомобилей.

Понемногу бизнесменов начинает интересовать вторичная переработка, появляется представление о выгоде работы с утильсырьем. Хочется надеяться, что после окончания программы прием автомобилей у населения будет происходить на постоянной основе. В принципе, пункты приема цветного металла никогда не бедствовали, но сейчас они стремятся расширить спектр своих возможностей. Так, в этом году, чтобы попасть в реестр утилизаторов, некоторые предприятия закупили новое оборудование.

Мы побывали на стоянке, принадлежащей Иркутск-АВТОВАЗу. Около 40 потрепанных автомобилей стоят плотными рядами, подпирая друг друга.

Зрелище немного грустное: отработавших свой век «старичков» со всех сторон обступают новые, блестящие автомобили. Среди старой гвардии выделяются три микроавтобуса — две «Газели» и «Соболь». Владельцы обменяли их на УАЗы, получив скидку в 120 тысяч рублей.

Два-три раза в неделю на стоянку приходит металловоз. Машины схватывают железными щипцами, складывают одна на другую, придавливают сверху с помощью крана и отправляют на переработку.

Совершенно неважно, какую именно машину вы сдаете — убитую «Оку», 30-летнюю «копейку» или «Тойоту» на ходу, — на размер скидки марка и степень изношенности автохлама не влияют. А вот когда встанет вопрос о выборе новенького автомобиля, то здесь размер скидки будет напрямую зависеть от его цены: чем она выше, тем больше скидка. Так, например, бюджетный вариант «Лада-Гранта» стоимостью 290 тысяч рублей обойдется дешевле на 50 тысяч, а скидка на грузовик 9-тонник стоимостью 1,5 миллиона рублей составит 350 тысяч.

Загрузка...