Самолеты и реклама

Иркутское управление ФАС подвело итоги 2013 года

Знаете ли вы, что за нежелательную рекламу, рассылаемую по смс или Интернету, можно наказывать тех, кто ее рассылает? А пробовали ли вы призвать к ответу телеканал, бесцеремонно прерывающий ваш любимый сериал бесконечными рекламными роликами? И пусть большинство из нас терпеливо просматривает надоевшую рекламу и удаляет со своего е-maila сотни писем спама, находятся и те, у кого терпение лопается. В прошлом году в Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы России поступило около 70 заявлений от получателей нежелательных смс (в прошлом году таких заявлений было всего 15). Некоторые заявления содержали до 15 фактов рассылок в каждом.

Когда рекламы слишком много

— Мы за прошлый год рассмотрели 27 дел по смс­-рекламе, — отмечает заместитель руководителя Иркутского управления ФАС Александр Кулиш. — Но могли бы рассмотреть еще больше, просто заявители должны понимать, что помимо фото телефона с этим сообщением, необходима выписка от оператора связи с журнала поступивших смс­сообщений, договор на абонентское обслуживание с оператором связи, а также согласие заявителя на использование его персональных данных. Все это позволит нам констатировать факт, привлечь виновных к административной ответственности, отстоять законность решения в судебных инстанциях.

Также к ответственности можно привлечь распространителей интернет­рекламы. Впрочем, навязчивых рекламных предложений не избежал и сам антимонопольный орган.

— Иногда доходит до абсурда. На наш официальный почтовый ящик приходят рекламные сообщения, в которых нам предлагается разместить рекламу, воспользоваться услугами каких­то фирм, — продолжает Александр Кулиш. — В итоге результат получается совсем не такой, как желал рекламодатель, распространяя подобного рода рекламу. За прошедший год мы возбудили три дела против рекламодателей, которые направили ненадлежащую рекламу непосредственно нам.

Немало выявляется нарушений, связанных с распространением ненадлежащей рекламы в СМИ.

37 случаев нарушений было зафиксировано в печатных СМИ. Наиболее распространенное из нарушений: рекламные тексты не сопровождаются предупреждением или информацией о том, что они действительно являются рекламными. 31 случай нарушения с распространением рекламы был выявлен в радиоэфире. Но особо отличились телекомпании. Наибольший административный штраф в размере 205 тысяч рублей был наложен на ООО «Телеверсия» за превышение объема рекламы. Управление в данном случае учло отягчающее обстоятельство — аналогичное нарушение в практике телеканала уже было зафиксировано ранее. За такое же нарушение были оштрафованы и некоторые другие каналы. Все наложенные штрафы уже оплачены.

— Было зафиксировано, что на одном из телеканалов 90% времени от часа идет реклама. Потребители были возмущены. В других случаях 53% времени занимала реклама. Закон же четко регламентирует, сколько можно дать рекламы потребителю в час — для телевидения допустимо 9 минут в час, для радио — 20% в течение суток, — пояснила руководитель управления Валентина Заморина. — А получается, что у компании, которая заплатила самый большой штраф, реклама вместо 9 минут шла все 50. Уточню, что в 9 рекламных минут входят и рекламные ролики, и бегущие строки, и такой вид рекламы, когда часть рекламного текста помещается в уголке экрана.

Доброе имя дороже дохода?

Управлением было также возбуждено 11 дел, связанных с незаконным распространением рекламы алкоголя. Горя­чи­тельные напитки рекламировались даже несмотря на то, что с 1 января 2013 года реклама алкоголя в принципе запрещена. Одно из громких дел касается рекламы согревающего коктейля «Rich & хаски легенда севера». Хотя слово «хаски» сопровождалось отпечатками собачьей лапы, антимонопольщики доказали, что рекламодатель все же подразумевал водку одноименного бренда.

Отдельная тема — борьба с непристойной, оскорбительной рекламой. Анти­моно­поль­ным ведомством в прошлом году было возбуждено 17 дел, связанных с распространением столь пикантной рекламы. По словам Александра Кулиша, зачастую такая реклама связана с использованием обнаженных или полуобнаженных образов либо бранных слов и выражений. Большой резонанс получила реклама ночного клуба «Бар Акабама» на одном из популярных иркутский сайтов, которая содержала выражение «Всем ПИтьЗДЕСЬ» с приглашением на «АЛКОФАКультет». Экспертный совет по рекламе при иркутском ФАС единодушно признал непристойный характер объявления. Штрафное постановление по этому делу обжаловано в суде. Суд первой инстанции снизил штраф со 100 тысяч 500 рублей до 500 рублей. Ан­ти­моно­поль­щики вердикт арбитражного суда региона собираются обжаловать.

Впрочем, количество случаев распространения непристойной рекламы в регионе заметно снижается. Зачастую доброе имя оказывается дороже дохода, получаемого от распространения ненадлежащей рекламы.

Дело авиа­перевозчиков

Широко освещалось в прошлом году расследование антимонопольной службы в отношении предположительно имевшего место соглашения четырех авиакомпаний с целью удержания высоких цен за авиабилеты на направлении Иркутск — Москва и Москва — Иркутск.

— Мы считаем, что в результате соглашения тарифы были завышены. Хозяйствующие субъекты получали дополнительные деньги от продажи билетов, — прокомментировала Ва­лен­ти­на Заморина.

В первой инстанции антимонопольщики дело проиграли, но собираются отстаивать свою позицию дальше.

— Мы оценивали поведение компаний на рынке по 17 тарифам. Брали их данные, данные статистики. Если в 2012 году на маршруте средняя цена на тысячу км составляла 5 с лишним тысяч рублей, такой же она оставалась и в 1­м квартале 2013 года, но после возбуждения дела эта цена реально начала меняться в сторону снижения, — подчеркнула руководитель иркутского ФАС. — На днях мы получили полное решение суда и уже готовим апелляционную жалобу.

Дело о дорогом хлебе

Резкое, ничем не обоснованное 42-­процентное повышение цены на хлеб в Катангском районе также стало причиной разбирательства антимонопольщиков в прошлом году. Хлеб стал слишком дорог даже для вроде бы зажиточных северян. В результате дело было возбуждено по заявлению главы муниципального образования и службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области. Как выяснилось, существовало соглашение сельского потребительского общества «Каравай» с Катангским райпо, следствием которого и стало подорожание хлеба. Предписание о прекращении нарушения было выполнено в срок. Обжаловать его виновные постеснялись.

Метки:
baikalpress_id:  91 942
Загрузка...