Самое отдаленное село Эхирит-Булагатского района было основано переселенцами из Белоруссии

Тургеневка, Толстовка, Лидинск, Ахины — цепочка белорусских сел и деревень, основанных переселенцами в начале прошлого века, и по сути это большая семья.

В этом году жители Ахин пригласили на празднование Купалья Иркутское товарищество белорусской культуры им. Яна Черского, соседей и журналистов. Мы не упустили возможности познакомиться с жизнью деревни со столетней историей.

Когда едешь из Иркутска по Качугскому тракту, дорогу часто пересекает речка с загадочным названием Куда, на одном из указателей кто-то даже добавил вопросительный знак. Но правильнее вопрос будет звучать — откуда? Течет извилистая река со священных гор Эхирит-Булагатского района, и в ее верховьях раскинулись Ахины.

История села началась с десяти белорусских семей, которые отправились в Сибирь в поисках лучшей доли.

С ними, как обычно, шел землемер, который определял расположение поселения, по его фамилии должна была называться деревня. Но случилось все иначе.

— В 1910 году сюда прибыли крестьяне из Гродненской губернии с землемером Пономаревым, но местные жители не дали им селиться где полагалось, — историю Ахин рассказывает глава администрации Галина Доржиевна Багаева. — А здесь, под горой, жили буряты — мои предки. Задолго до появления белорусов шаман сказал: «Здесь, на горе, поет петух — значит, кто-то поселится». Переселенцы ушли далеко от реки, до шестой горы. Там было холодно, зима наступила рано, они вернулись. Увидев голубую ленту Куды, один из старейшин сказал: «Ну все, хватит, ахинайте здесь!» То есть — останавливайтесь, оседайте, обживайтесь.

Есть и другая версия происхождения названия села. По-бурятски «ахэ» означает «старший», «начало», и Ахины можно связать с устьем Куды. В Ахинском МО живут люди многих национальностей: по другую сторону моста через Куду находится Тимошинск, вятское поселение, но там есть армяне, ингуши, буряты. Белорусский фольклор процветал с самого момента основания села, затем творчество как-то забылось, а теперь в Ахинах пять лет существует народный коллектив «Веснянки».

Пейзажи возле Ахин как с картинки, поля, будто подстриженные газоны, — трава не выше 10 сантиметров, яркая, сочная. Повсюду пасутся стада коров и овец, а по селу как дома ходят упитанные свинки.

Такая идиллия — редкость для российских деревень.

Ахинские улицы широки и гостеприимны, ни одного заброшенного дома!

Основав деревню, белорусы стали развивать сельское хозяйство. В советское время здесь работало отделение № 1 Байтогского овцеводческого совхоза, выращивали пше­­ницу и получали хорошие результаты, несмотря на суровый климат.

— У нас трудились настоящие земледельцы: Николай Павлович Кваздовский, Степан Архипович Комаров и Валерий Васильевич Новик. Благодаря им в середине 80-х совхоз прогремел на всю область, собрав рекордные 32 центнера с гектара. Мужики тогда заработали больше директора предприятия! — с гордостью отметила Галина Доржиевна. — Сейчас выросло поколение, не знающее труда. Но у нас все равно порядок, нигде нет бездельников, алкоголиков. Все работают на себя с утра до вечера, им пить некогда.

Галина Доржиевна до работы главой администрации преподавала в Ахин­ской школе иностранный язык. Кстати, в семье Багаевых 32 представителя педагогической профессии, а общий трудовой стаж династии почти 620 лет! На юбилее Эхирит-Булагатского района заметили, что им можно открывать свою школу — 14 разных предметов они сами смогут преподавать. До ста лет старое здание школы не дожило — пожар в декабре 2007 года лишил ахинских детей помещения. С 2010 года школьники занимаются в новеньком кирпичном здании.

— Перспективы у села есть, — надеется Галина Багаева. — Недавно в государственную программу поддержки начинающих фермеров вписался предприниматель Доржиев, если у него дело пойдет — остальные подтянутся.

В поисках старожилов мы зашли в гости к Екатерине Александровне Силич. Оказалось, она женщина русская, родилась не в Ахинах, но живет здесь уже полвека. Приехала по распределению после окончания университета, вырастила детей. Сейчас по выходным и на каникулах водится с внуками. С годами, говорит, стала белоруской: поет народные песни, рукодельничает…

— Я вышиваю крестиком подушки, шью фартуки, — показывает полотно Екатерина Александровна. — Юбки и рубашки белорусские расшиваю для ребятишек, а вот этот рушничок я сделала, когда сын пошел в армию, так его у меня часто просят на праздники, подавать на нем хлеб-соль.

В хозяйстве у пенсионерки — птицы, коровы, овцы. Шерсть теперь сдавать некуда, и она набивает ею матрасы. Дому пенсионерки уже сто лет — он ровесник деревни, но стоит крепко, добротные бревна гниль не ест. Только пришлось поднять немного, подлатать — и как новенький!

За домашними хлопотами женщина пропустила праздник, а ведь с 21-го на 22 июня, в самую короткую ночь года, белорусы отмечают Купалье, праздник трех стихий — земли, огня и воды.

В сумерках девушки плетут венки под обрядовые песни, мужчинам разрешается лишь наблюдать. Затем мужчины зажигают священный огонь из искры — здесь уже женщины стоят в стороне, и даже смотреть на таинство им запрещено. Героиня вечера — Купалинка, она зажигает факелом огромный костер, и начинаются хороводы, танцы, игры. В эту ночь на берегу Куды белорусский праздник отмечали и русские, и буряты, и армяне — все соседи ахинцев.

В полночь разбились на пары и по традиции отправились искать цветок папоротника, который, вопреки заверениям ботаников, все-таки расцвел этой ночью: пары нашли обе половинки волшебного бутона. Сила земли в этом году будет помогать сеять хлеб и собирать урожай.

Следующая стихия — огонь. Через костер прыгали парами, тройками, даже четверками.

Все, начиная с организаторов праздника и главы администрации и заканчивая детьми, в эту ночь прошли очищение огнем.

Перед самым рассветом белорусы сварили знаменитый звар из целебного разнотравья, а затем девушки, загадав желания, опустили венки в речку Куду.

Три года назад в Ахинах начали отмечать праздник урожая, Дожинки, в этом году — Купалье. Так белорусские традиции постепенно возвращаются в жизнь современного села.

Иллюстрации: 

Екатерина Александровна Силич увлекается традиционным рукоделием и поет по-белорусски, ведет хозяйство и выращивает комнатные цветы
Екатерина Александровна Силич увлекается традиционным рукоделием и поет по-белорусски, ведет хозяйство и выращивает комнатные цветы
Огромный костер горел всю ночь, самую короткую в году
Огромный костер горел всю ночь, самую короткую в году
Народные песни на празднике вместе с «Кривичами» исполнял местный ахинский  ансамбль «Веснянки»
Народные песни на празднике вместе с «Кривичами» исполнял местный ахинский ансамбль «Веснянки»
Галина Багаева из знаменитой бурятской династии педагогов родилась в Ахинах  и уже второй срок возглавляет муниципальное образование
Галина Багаева из знаменитой бурятской династии педагогов родилась в Ахинах и уже второй срок возглавляет муниципальное образование
baikalpress_id:  95 608