С широко закрытыми глазами

В Иркутске выступил с оригинальным театральным проектом известный артист Вадим Демчог

Седые кудряшки, большие глаза, выразительная мимика, циничный юмор и безудержная тяга к алкоголю — доктора Купитмана из сериала «Интерны» за пять лет трансляции отечественной мыльной оперы запомнили многие. Однако путать любвеобильного и крепко пьющего врача-венеролога с актером, исполняющим роль, Вадимом Демчогом не стоит, ведь, по словам артиста, он полная противоположность своему персонажу. Умение за короткий промежуток времени убедить зрителя в том, что происходящее на экране или сцене — реальность, это талант, и Демчог в полной мере его продемонстрировал перед иркутянами на этой неделе: 23 ноября в Театре юного зрителя состоялся необычный спектакль — «Закрой глаза и смотри».

Мы уже привыкли, что театр без зрелищности, шоу без бутафории (пусть не громоздкой, хотя бы лаконичной) не существует, правда? Тогда представьте себе пустую полутемную сцену, одиноко стоящего на ней человека, выхваченного лучом прожектора. Артист под музыкальный аккомпанемент читает по бумаге монологи, не какие-нибудь шутки ниже пояса, а вполне серьезные вещи, и все это действо длится два с половиной часа. Вечером тяжелого дня — понедельника, когда, казалось бы, сам Бог велел расслабиться и отдохнуть. Но монологи держат в напряжении, заставляют серое вещество работать, делать открытия и восхищаться игрой. Проект «Закрой глаза и смотри» в названии отражает свою концепцию: на сцене в прямом смысле не происходит ничего, лишь тексты, мастерски прочитанные артистами, внутри зрителей рождают десятки ассоциаций, эмоций и мыслей.

Вадим Демчог и артисты его труппы «Арлекиниада» по одному представляли со сцены известных личностей и выдуманных персонажей, живших или созданных ранее — 10, 50, сотни лет назад.

Рассказывая от первого лица выжатые из биографии факты, актеры не открывали до конца монолога, о ком идет речь: догадаться нужно было самому. Иногда это несложно было сделать: кто же не узнает творение Да Винчи «Мона Лиза», когда так тщательно описываются возможные версии ее прототипов, упоминается загадочность улыбки и т. п.? С другими персонажами получалось сложнее: средневековых монахов-фанатиков, сожженных на костре, было не так уж мало, говор и идеи Йозефа Геббельса поначалу сильно напоминали его соратника Гитлера. Угадывать, о ком идет речь, безусловно, интересно, но не менее захватывающе было следить за ходом повествований, в которые вкраплялись рассуждения о современном укладе жизни.

— Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще, — вещал со сцены Геббельс-Демчог.

Описывая рекламные приемы, выведенные еще немецким пропагандистом, артист не намекал даже, а говорил прямым текстом: то же самое происходит с нами сейчас, теми же методами манипулирования масс пользуются правительства. То ли от таких признаний, то ли от каркающего и громогласного гласа оратора по спине бежали мурашки.

Стоит особо отметить голос Демчога: за время монологов не раз менялись интонация, тональность, вполне можно было представить, что со зрителем говорят разные люди.

Артист зачаровывал своим бархатистым звучанием, заставлял встрепенуться от резких выкликов и тут же вновь успокаивающе методично убаюкивал иркутян.

Не менее эмоционально выступили и молодые актеры труппы, раскрыв образы запутавшейся бунтарки Дженис Джоплин, утонченной звезды кино Марлен Дитрих, расчетливой и прекрасной Маркизы де Помпадур, мятежного канатоходца Филиппа Пети. Каждый из них своей непростой судьбой как бы давал урок не в рамках традиционного «что такое хорошо и что такое плохо», а именно рассуждая о жизни и выборе в целом. Уже на бис автор проекта прочел монолог Льюиса Кэрролла: так, начавшись со Слова, Словом этот необычный спектакль и закончился.

  • Записки из сумасшедшего дома

Тексты спектакля «Закрой глаза и смотри» основаны на выходящей в радиоэфире радиостанции «Серебряный дождь» с 2004 по 2011 год биографической викторине «Фрэнки-шоу». По легенде, сумасшедший Фрэнки, находящийся в психиатрической больнице («Прямая трансляция из сумасшедшего дома...»), ежедневно просыпался в роли какого-либо реального или вымышленного (литературного, мультипликационного, кино-) персонажа и на протяжении выпуска рассказывал о нем, не раскрывая его личности, — это надо было отгадать слушателям. Имена персонажей звучали только при вручении призов. Демчог написал самостоятельно и в соавторстве более 300 сценариев для этой передачи. 

В спектакле «Закрой глаза и смотри» каждый раз исполняются разные монологи.

Фото Ильи Татарникова, irk.ru

Загрузка...