С добрыми помыслами и верой в лучшее

Как встретить Сагаалган — Новый год по лунному календарю

Сагаалган становится все более популярным в Усть-Ордынском Бурятском округе. Но что знает большинство из нас о праздновании Белого месяца, кроме того, что нужно ходить в гости и в обязательном порядке навещать старших родственников? А ведь у этого праздника есть множество любопытных традиций и ритуалов. Конечно, учитывать все нюансы вовсе не обязательно, но понимать их смысл, раз уж Новый год по лунному календарю прочно вошел в нашу жизнь, будет полезно каждому.

Почему Сагаалган празднуют в разное время?

Задать такой вопрос — все равно что спросить, почему 31 декабря каждый год выпадает на разные дни недели. Все дело в разнице солнечного и лунного календарей. По европейскому календарю вы никогда с точностью не определите день, в который начинается Белый месяц. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современным общепринятым календарем, рассчитанным на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому Сагаалган приходится большей частью на разные числа февраля по солнечному календарю. В 2016 г. это произойдет 9 февраля. У бурят-монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года, таким будет весь год, поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.

Какова история праздника?

Приблизительно в 210 г. до н. э. кочевыми хуннскими племенами правил верховный хан Лодэ Модун-хан, по китайским источникам — Маодун. Воинственные хунны образовали союз племен из 24 аймаков. Тогда Сагаалган отмечали осенью. Осень — самое благодатное время года.

В ставке вождя хуннов собирались знатные люди, сановники различных рангов, которые держали отчет перед владыкой Модуном.  При стечении множества людей старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам — онгонам, бурханам. Они молились вечному небу (тэнгэри), солнцу, земле. Шаманы совершали культовые обряды. Каждый старейшина отчитывался перед верховным вождем Модуном: сколько прибавилось скота, сколько родилось детей, на сколько увеличились богатства аймаков, какие важные события произошли в течение года. Совет старейшин решал вопросы совершенствова­ния суда, печати, письменности. Но с распадом хуннского государства все это кануло в Лету, в том числе и пышные торжества по случаю Сагаалгана. Тем не ме­нее в народе праздник сохранил­ся, хотя на государственном уров­не не отмечался.

Своим вторым рождением Са­гаалган обязан Чингисхану. В 1206 году после долгой междоусобной войны все разрозненные монголь­ские племена были объединены в единое государство под предводи­тельством Темужина. Ему было тогда 45 лет. В год Красного Барса на берегу Онона собралась вся эли­та монгольского этноса, чтобы провозгласить Темужина своим вождем. Там же его нарекли новым именем — Чингисхан. В книге выда­ющегося просветителя средневеко­вой Монголии Мэргэн- гэгэна «Ал­тан тобчи» есть интересный фак­тический материал о бурятах, а точнее, об эхиритах. Ноен икересов эхиритов Буха-бабай во гла­ве 300 воинов прибыл с берегов Байкала для участия в торжествах по случаю избрания всемонгольского хана. Оказывается, Буха-ноен, которому молятся бурятские ша­маны, не мистический герой леген­ды, а живая историческая личность. В том же году вышел свод законов, согласно которому Сагаалган стали отмечать весной. Чингисхан установил порядок награждения в зависимости от возраста человека: за 60 лет — 2 части от тысячной суммы, 80 лет — 3 час­ти, 90 лет — 4 части, 100 лет — 5 частей золотыми монетами. Старейшему жителю Монголии дарили целый обоз подарков. Данные историчес­кие факты свидетельствуют о том, что великий создатель монгольско­го государства Чингисхан уже тог­да закладывал традиции уважи­тельного и почтенного отношения к людям старшего поколения. С появле­нием буддизма в XIV—XV вв. в Мон­голии Сагаалган стал приобретать религиоз­но-культовый характер. Он стал более совершенным в культовом плане, но всегда ос­тавался народным праздником и сохранял древние традиции и обы­чаи.

Когда идти в дацан?

Если вы верующий буддист, то, несомненно, посетите дацан и накануне праздника, и после него. Этот раздел мы предназначаем для тех, кто спрашивает: «Если я не бурят или не буддист, можно ли мне идти в дацан?» Здесь нужно напомнить, что в буддизме нет разделения на верных и неверных. Все люди — живые существа, страдающие в круге перерождений. И все же не стоит оскорблять чувства верующих, разглядывая обряды в дацанах как экзотику.

Многие ламы советуют относиться к Сагаалгану не как к светскому, а как к религиозному празднику, позволяющему изменить грядущий год к лучшему. Многие считают, что карма статична и неизменна. Это в корне неверно. Да, есть период, когда карма становится неотвратимой и требует от нас мудрости и терпения, чтобы ослабить дурное следствие. Но в большинстве своем мы способны покаянием очищать и добродетелью улучшать карму. Поэтому хуралы Белого месяца играют решающую роль для благополучия грядущего года.

Как проводить старый год?

Последний вечер зимнего меся­ца и начало первого дня весны от­мечаются как бутуу удэр. В пе­реводе с бурят-монгольского язы­ка «бутуу» значит «закрывать». Смысл бутуу удэр заключается в следующем: люди, прощаясь с прожи­тым годом, должны хорошо зак­рыть двери прошлого, чтобы за­ново начать будущий год с чистой совестью. Хозяева приводят дом в порядок, выбрасывают старые вещи, наводят чистоту. Перед входом с правой стороны двери кладут чистый лед или белый камень, что означа­ет чистые намерения хозяев дома. С левой стороны кладут веник или метлу, что означает запрет для вся­кой нечисти, чертей, демонов — шутхэр, бохолдай. Перед юртой ставится новый сэргэ — столб для коновязи. Это признак того, что хозяин дома рад встретить гостей. Вечерний праздничный стол дол­жен быть богатым, предпочтение отдают продуктам молочного производства — кумысу, айраку, тарасуну, молочному изюму, хуруту, арсу. Естественно, ставятся традицион­но мясные блюда. Вечерняя трапе­за в честь бутуу удэр должна быть обильной (без вина), и она является чисто семейным ужином, без гостей. Если есть дома бурханы, то зажигается зула — свеча, воскуриваются благовонная тра­ва адис. Это делается для того, чтобы привлечь внимание богини Лхамо, хранительницы учения, которая в канун Белого месяца посещает дома верующих и благо­словляет их.

Когда и почему нужно бодрствовать всю ночь?

Большое значение имеет хурал Цедор Лхамо, проводимый в последнюю ночь старого года. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого. 

Многие верующие, особенно пожилые, предпочитают провести эту ночь в дацанах, молясь вместе с ламами. Интересна примета наступления Нового года. Он отмечается не с боем курантов в полночь, а на рассвете. Новый год и его первый день наступил, если можно различить в предрассветной светлеющей темноте пальцы рук. Понятно, что эта примета появилась во времена отсутствия электричества. Так что выключите свет и посмотрите. Различили пальцы? Тогда смело можете поздравить своих близких с наступлением Нового года.

Кого поздравить первым?

Сагаалган — это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года. Особое значение имеет то, какой человек навестил ваш дом первым в день наступления нового года. Лучше всего, если это будет человек со счастливой судьбой. Это древняя традиция, которая имеет глубокий мистический смысл. По тому, какой человек пришел к тебе в дом, определяют, каким будет год. В Бурятии в первый день первым с праздником поздравляют дети главу семейства, который желает им счастья и долголетия. Если родителей уже нет в живых или они далеко, то навестите старших в вашем роду — дядю, тетю, брата или сестру. 

Есть особый жест новогоднего приветствия: младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший в свою очередь кладет свои руки сверху ладонями вниз. Должно получиться так, будто младший поддерживает старшего под локти. Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей. За богато накрытым столом начинается обмен подарками. Что касается благопожеланий, то по всей Азии в эти дни говорят самое распространенное: «Пусть пребудут в доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет, богатство».

Статью подготовила Виктория Шабалина, использованы материалы «Байкал24» и статьи К.Л.Аюшеева. Перу Аюшеева принадлежит книга «Ухин-тайша», изданная в 1997 году в г. Улан-Удэ. Научные ста­тьи К.Л.Аюшеева о происхож­дении бурят-монгольских родов публиковались на страницах республиканских газет, в еже­годных выпусках журнала «Наша Монголия» и в сборнике Монгольского государственно­го университета (МУИС) в 2001—2002 годах в г. Улан-Баторе.

Продолжение в следующем номере.

Метки: Жизнь, Мир

Иллюстрации: 

Сагаалган — повод собраться и весело провести время с близкими людьми
Сагаалган — повод собраться и весело провести время с близкими людьми