Рынок частных перевозчиков ждут серьезные перемены

В Иркутске последнее время ощущается заметная нехватка общественного транспорта. Вечером в микрорайоны практически невозможно уехать. Ситуацию ухудшают постоянные пробки на дорогах.

Начальник управления транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина эти проблемы признает, однако, считает она, уже в ближайшее время все может существенно измениться. О перспективах общественного транспорта в Иркутске она рассказала журналисту газеты «СМ Номер один». 

— В Иркутске недавно была принята концепция пассажирского транспорта, — рассказала Юлия Гордина. — В ней определены основные направления развития пассажирского транспорта, цели и задачи, необходимые для его эффективной и стабильной работы. Главное новшество связано с тем, что теперь перевозчики обязаны заключать договоры с администрацией Иркутска. Во всех городах принята такая практика — по городским муниципальным дорогам автобусы ходят по маршрутам, внесенным в муниципальный реестр, а администрация контролирует работу общественного транспорта. Теперь, согласно новым правилам, без договоров перевозчики не имеют права перевозить пассажиров.

— И как это улучшит работу общественного транспорта?

— Например, обеспечит иркутян транспортом в вечернее время. Мы сейчас определяем потребность в автобусах, троллейбусах и трамваях в вечернее время, сколько транспорта необходимо пустить по маршрутам. Эти данные учитываются в реестре маршрутов города Иркутска. Там указывается номер маршрута, определяется вместимость подвижного состава и количество единиц техники, которая должна на нем работать. Например, на одном маршруте существует перебор — ходит 80 автобусов, а должно быть 40. Соответственно, мы заключаем договор на то количество автобусов, которое определено реестром, и будем строго требовать от перевозчиков соблюдения всех условий договора. На каждом маршруте исходя из пассажиропотока мы определили вместимость автобусов, трамваев и троллейбусов. Например, у нас есть 15-й маршрут Центральный рынок — поселок Искра, по которому ходит один муниципальный автобус. Мы посчитали: для того чтобы горожане могли спокойно, без длительных ожиданий уехать в поселок и вернуться в центр, нам нужно пустить на линию пять автобусов малой вместимости. Мы будем привлекать перевозчиков на этот маршрут, независимо от того, кто там работает.

Для того чтобы заключить договор, перевозчикам нужно подготовить обширный пакет документов. В конце июня 2014 года было утверждено Положение о транспортном обслуживании, в котором содержатся основные требования к перевозчикам, транспортным средствам и документам, которые они должны представить. Стоит отметить, что требования достаточно серьезные, но все они соответствуют приказам Минтранса и федеральному законодательству.

— Например?

— В договоре указаны нормы, которые перевозчик не имеет права нарушать: расписание, схема движения, маршрут. Время работы транспорта — с 6 утра до 23 часов.

— Если компания не заключила договор, она не имеет права перевозить пассажиров?

— Нет, не имеет. Нарушителям — тем, кто не заключил договор и не представил в администрацию все документы о праве на перевозку пассажиров — предполагается административное наказание в виде штрафов. За систематическое нарушение законодательства, то есть требований, прописанных в договоре, перевозчик может лишиться лицензии. Контролирует выполнение законодательства управление государственного дорожного надзора. Штрафы за нарушение лицензионных требований варьируются для юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей. Кроме того, в администрации создана служба контроля за пассажирскими перевозками. На транспортных средствах компаний, заключивших договоры, планируется установить специальное оборудование, которое позволит администрации отслеживать работу автобусов и маршруток, соблюдение расписания, режима и схемы движения. Благодаря электронной программе можно будет в любое время отследить, какое количество транспорта работает на маршрутах. Расписание движения всех автобусов будет выставлено на сайте в Интернете, и любой иркутянин сможет посмотреть режим работы его автобуса. Конечно, мы будем проводить рейды с ГИБДД, проверять перевозчиков на выполнение требований законодательства.

— Мэр города неоднократно говорил о том, что проблему нехватки транспорта в городе можно решить при помощи увеличения муниципального парка автобусов большой вместимости. Насколько нам известно, муниципальный парк в последнее время увеличился, появились новые автобусы и троллейбусы, но проблема нехватки транспорта и долгих ожиданий автобусов на остановках по-прежнему существует…

— Действительно, в прошлом году мы перевыполнили план по приобретению нового транспорта, но это не означает, что транспортный парк увеличился. Мы купили 23 автобуса и одновременно 23 автобуса списали, потому что пробег у них был свыше 600 тысяч километров, а срок эксплуатации более 10 лет. Сейчас необходимо списать еще 3—4 ПАЗа, которые уже физически устарели.

В настоящее время в городе работают 134 муниципальных автобуса, которые преимущественно обслуживают Ленинский район. Для того чтобы обеспечить все районы города муниципальным транспортом, нужно 700 автобусов.
В 2015—2016 гг. ситуация с бюджетом города будет крайне тяжелой, поэтому мы планируем приобрести этот транспорт при помощи государственно-частного партнерства. У нас уже есть потенциальные инвесторы, готовые приобрети автобусы для города.

— В последнее время в Иркутске сократилось число маршруток. Как говорят перевозчики, это связано с тем, что водители часто увольняются из-за низкой зарплаты. Плюс не хватает денег на ремонт автомобилей, которые тоже часто сходят с маршрутов. По словам перевозчиков, проблема в том, что стоимость проезда в общественном транспорте очень низкая…

— Неоднократно уже говорилось, что для того, чтобы Служба по тарифам Иркутской области могла повысить стоимость проезда в общественном транспорте, перевозчики должны обосновать свои расходы, но ни одна из компаний не может подтвердить их. Соответствующие документы могут представить только 3—4 компании, но по существующим нормам нужно, чтобы обосновали свои расходы не меньше десяти компаний-перевозчиков. Во всех других городах Иркутской области собрались десять перевозчиков, представили документы, подтверждающие расходы, и повысили плату за проезд. Везде стоимость проезда в общественном транспорте выше, чем в Иркутске. Например, в Ангарске с 10 октября она составляет 17 рублей. Только иркутские перевозчики с 2008 года не могут подтвердить свои расходы.

— Возможны ли субсидии перевозчикам?

— Такая возможность есть. Но и здесь та же проблема: перевозчики не могут собрать весь пакет документов. Каждый год в январе мы размещаем информацию о конкурсе на предоставление субсидий по определенным маршрутам. Мы составили список убыточных маршрутов с низким пассажиропотоком, каждый год его размещаем. Перевозчики могут приносить документы, заключать договоры и получать субсидии, работая на этих маршрутах. Но для представителей транспортных компаний, видимо, достаточно сложно собрать весь необходимый пакет, поэтому никто субсидии не получает.

baikalpress_id:  99 172