Рыцари диванного образа

Большинство иркутян готовы на подвиги лишь на словах

Интернет — это свободное пространство, место грез и ожесточенных баталий. Каждый может стать здесь, кем захочет: красавицей, интеллектуалом, моралистом или душой компании. Главное — выбрать свою аудиторию. Интернету жалуются, доверяют тайны, с ним сверяют информацию, с его помощью ищут людей и творят великое, доброе, вечное, правда, только на словах. Стоит поставить лайк под социальным постом — и ты герой, оставил комментарий — вдвойне! Еще десятилетие назад значимость события оценивалась количеством единомышленников, живых последователей, сейчас же — количеством лайков и репостов. Современный человек с трудом покидает зону комфорта и активно действует лишь в пределах браузера.

В одном из прошлых номеров «Пятницы» мы писали про иркутянина Дениса, который в свободное время наводит порядок в общественных местах города. В начале апреля молодой человек разместил фото «до» и «после» уборки площадки на острове Конном в одном из иркутских сообществ в соцсети «Вконтакте» и всего за сутки собрал больше 500 лайков и 55 комментариев, второе его сообщение получило больше 300 лайков и вновь полсотни комментариев. «Молодец!», «Красавчик!», «Так держать!» — поддержали неравнодушного горожанина земляки, многие обещали прийти на помощь в следующий раз, уточняли дату и время. Обещали, да не пришли. Вообще, интернет-пространство сильно обещаниями. Реальность намного сложнее, в ней слова имеют мало веса и, как дым, рассеиваются в воздухе, не оставляя следа, главное же — действие, которого так и не последовало.

— Многие писали одобрительные отзывы, эмоциональные сообщения, хотели составить компанию в следующий раз, помочь, — вспоминает Денис. — Однако, когда я объявил дату следующего субботника, пришли всего несколько человек. Но я считаю, что и это неплохо. Ведь кто-то придет и поможет, увидев мою публикацию в Интернете, а кто-то просто не будет бросать мусор мимо урны. Так что каждый помогает по-своему.

Добавим немного математики. Под приглашением поучаствовать в очередном стихийном субботнике иркутяне поставили 353 лайка, 52 человека прокомментировали запись, 10 — захотели прийти помочь. Но по факту в назначенный час пришли лишь трое. Значит ли это, что ареал активности современного человека ограничивается диагональю монитора? Возможно. Кстати, для таких интернет-активистов даже придумали термин «диванные войска». Так в шутку называют активных пользователей сайтов, форумов и городских пабликов. Они разбрасываются обещаниями, дают советы по любому вопросу, но сколько их реально готовы прийти на помощь или выйти с лопатой и веником убрать свой двор или городской парк?

Иркутский психолог, кандидат психологических наук Эльвира Ширяева говорит, что между «сказать» и «сделать» подчас может лежать целая пропасть. И чтобы человек перешел из одного состояния в другое, нужен мостик.

— Мотивация — это именно тот мостик, — объясняет Эльвира Геннадьевна. — Если ее нет, то и действия не последует. Обычно в роли мотиватора выступают принуждение и долг или личная заинтересованность. Свой вклад могут внести совесть, ответственность и желание, это зависит от характера и воспитания человека. А что до Интернета, то это территория сиюминутных эмоций. Например, человек прочитал сообщение, у него появилась эмоция: гнев, сострадание, желание помочь, он ее тут же выплеснул в комментарий — и ему стало легче. А чтобы пойти и оказать реальную поддержку, нужно что-то большее, нужна личная заинтересованность.

Психологи отмечают, что три реальных человека, пришедших на подмогу, из 500 — это неплохая статистика в рамках социальной психологии. Для этого явления есть специальный термин — феномен толпы. Например, упал человек на улице, все стоят, смотрят и бездействуют. Каждый из них надеется, что поможет кто-то другой, и — вуаля — такой человек обязательно находится, можно расслабиться. Один из десятка, и все это укладывается в рамки психологической статистики.

— Ощущение «Я в толпе» всегда пассивно, каждый человек из этой группы невольно занимает выжидающую позицию, — поясняет Эльвира Ширяева, — надеется на соседа, а тот на другого — и так по цепочке. Это объясняется тем, что брать ответственность за поступки в реальности сложно и никто не застрахован от ошибок

Но тем не менее есть люди, готовые брать ответственность, и ошибки их не пугают. Они готовы действовать не только в Сети, но и в реальности. Например, волонтеры. Эти ребята помогают старикам, устраивают субботники, сборы для детских домов и приютов для животных. Что заставляет их упрямо идти против статистики и брать на себя ответственность?

— Просто мы хотим быть полезными, помогать тем, кому нужна помощь, без всякой личной выгоды, — говорит руководитель студенческого волонтерского движения «Дорога добра» Иркутского авиационного техникума Ольга Бондаренко. — В нашем движении много участников, и нас объединяет неравнодушное отношение к чужой беде, готовность тратить свое время и силы. Недаром наш девиз — лучше маленькая помощь, чем большое сочувствие.

Волонтерским отрядом Ольга руководит уже около пяти лет, но помогать начала гораздо раньше — во время учебы в вузе.

— Сначала ездила в качестве рядового волонтера, — рассказывает девушка. — Затем сама начала организовывать выезды, мероприятия. Зачем? Потому что хотелось делать что-то по-настоящему важное и
нужное, хотя бы в родном техникуме, где я работаю, в городе, где живу.

Всего за несколько лет волонтерам удалось реализовать немало значимых социальных проектов помощи детям, оставшимся без попечения родителей, пожилым людям, инвалидам. Нередко ребята своими силами устраивают мастер-классы для жителей города и принимают активное участие в ежегодной студенческой «Эконеделе». Ольга отмечает, что помощь другим — это очень эмоциональная работа.

— До сих пор очень расстраиваюсь, когда кому-то не удается помочь или охватить что-то в полной мере, — отмечает она. — Иногда устаю от всего, бывает, все надоедает, но стоит немного отдохнуть — и снова в бой.

Как жить по-другому, волонтеры уже не представляют, не любят давать пустых обещаний, а словам предпочитают действия и глубокомысленно замечают, что каждый сам решает, что ему ближе: оказывать реальную помощь или давать советы в Интернете. Свой выбор они уже сделали.

Так кто же скрывается под маской «диванного вояки»? Ответ прост — каждый из нас. В Интернете не страшно ошибиться, ведь запись можно отредактировать или удалить, и можно быть кем угодно. В Интернете все мы считаем себя экспертами и хоть раз да давали советы незнакомцам или высказывали собственное мнение на тему, не относящуюся к нашей компетенции. И пока это укладывается в рамки психологической статистики — это нормально.

  • Немного математики

  • 353 лайка иркутяне поставили под приглашением поучаствовать в очередном стихийном субботнике
  • 52 человека прокомментировали запись
  • 10 человек захотели помочь
  • 3 человека пришли в назначенный час

Мусорные пакеты, метлы, грабли, перчатки и пара часов свободного времени — вот все, что нужно, чтобы навести порядок на небольшом пятачке на острове Конном в Иркутске. Весной вместе со снегом здесь оттаял и мусор, который ровным слоем покрывает землю. Неравнодушные иркутяне не стали ждать, пока коммунальные службы сделают уборку, а самостоятельно устроили субботник. Итог — пять 180-литровых пакета, под завязку забитых мусором, и 20 квадратных метров чистоты. Это не разовая акция и не хвастовство, такие «встречи чистоты» активисты проводят регулярно, просто не афишируют свою деятельность в Интернете.

  • Что за армия

«Диванные войска», «Хомячковая армия», «Кухонные генералы», «Лавочная армия» — это современные названия очень активных пользователей Интернета, в частности общественных сообществ, новостных сайтов и форумов, которые с готовностью и довольно многословно, с видом экспертов, раздают советы и подчас очень эмоционально высказывают свое мнение по любому поводу. Они готовы поучать всех и каждого: от властей до домохозяек, но в реальности ничего не делают для достижения собственной точки зрения. Имеют очень активную жизненную позицию, которая зачастую действует только в пределах Интернета.

Иллюстрации: 

На самом деле в «диванных войсках» нет ничего удивительного, да и само это явление не такое уж новое. Вспомнить хотя бы бабушек-экспертов, сидящих на лавочках в каждом дворе. Тот же обмен новостями и слухами, яростные обсуждения и едкие комментарии. Принцип тот же, а вот площадка для общения другая — виртуальная. Кстати, не так давно на просторах Интернета промелькнула информация, что американские власти якобы планируют задействовать «диванную армию» для борьбы с российской пропагандой и уже набирают добровольцев. Их главным оружием должна стать сатира. Можно заранее предположить, что их феерическая затея обречена, ведь с юмором у русского человека все в порядке
На самом деле в «диванных войсках» нет ничего удивительного, да и само это явление не такое уж новое. Вспомнить хотя бы бабушек-экспертов, сидящих на лавочках в каждом дворе. Тот же обмен новостями и слухами, яростные обсуждения и едкие комментарии. Принцип тот же, а вот площадка для общения другая — виртуальная. Кстати, не так давно на просторах Интернета промелькнула информация, что американские власти якобы планируют задействовать «диванную армию» для борьбы с российской пропагандой и уже набирают добровольцев. Их главным оружием должна стать сатира. Можно заранее предположить, что их феерическая затея обречена, ведь с юмором у русского человека все в порядке