Родная сцена

Начинающая актриса Ирина Парилова вернулась из Москвы в Братск, чтобы играть в коллективе родного драматического театра 

В юности, пожалуй, каждому хочется покорить мир, уехать из глубинки и сделать головокружительную карьеру, желательно в столице. Перспективы для себя братчанка Ирина Парилова видела в Москве. Большое видится на расстоянии — лишь там, на другом краю страны, девушка поняла, что в родном Братске есть замечательный театр, что люди на родине добрее и всегда можно найти время для творчества. А главное — здесь живут близкие люди, без которых и сердце не на месте... Сейчас Ирина учится заочно во МГИКе  и играет на сцене Братского драматического театра.

Экономист с театральным уклоном 

Многие творческие профессии несправедливо дискриминируют, отправляя в разряд увлечений на досуге, в их числе и актерское мастерство. Тем не менее актеры часто нужны в театрах любых городов, но путь к сцене редко бывает простым.

— У меня экономическое образование, в дипломе написано: «Специалист по налогообложению», — рассказала нам Ирина Парилова в уютной гримерке Братского театра. — Но это совершенно не мое. Я хотела сразу после школы поехать в Иркутск, в театральное училище, но родители настояли — и теперь у меня есть вторая профессия.

Но даже на экономическом факультете Байкальского университета девушка нашла единомышленников среди студентов и вместе с преподавателем русского языка и литературы Ириной Николаевной Сегидой они создали театральную студию «Росинант».

Творческой группой из 10 человек руководила режиссер Марина Протасова, она приносила готовый сценарий, ребята распределяли роли и начинали работу.

Даже у любительских театров есть возможность добиться успеха. Сейчас существует множество конкурсов, фестивалей для начинающих актеров. «Росинант» выступал на сцене драмтеатра в Братске, успешно ездил в Иркутск, Новосибирск и весной 2013 года отправился покорять Европу.

— Фестиваль любительских театров «Франция. Звезды Парижа» был в мае, как раз зачеты, подготовка к сессии... Но мы махнули рукой и помчались! — вспоминает актриса. — Галопом по Европам, каждый день — новый город, новая страна: Польша, Германия, Люксембург, город Страсбург и, наконец, Париж! Мне казалось, там мы выступили не идеально, расстроилась, но нам дали кубок Гран-при! Это было неожиданно и приятно.

 Среди сотен коллективов братчане смогли отличиться, удивить искушенную европейскую публику и завоевать любовь жюри. Победоносным спектаклем стал «Каждому Якуньке — своя Варварка». Ира играла там одну из пяти Варвар — так увидел режиссер постановку сказки Бориса Шергина «Варвара Ивановна».

Каждый актер любительского театра еще и гример, и декоратор, и костюмер. Сарафаны и рубахи для представления студенты шили сами, с родителями. Актеры же сами изображали декорации на сцене. Но изюминкой сказки стал особый архангельский говор.

Гастроли и конкурсы, репетиции и подготовки, конечно, не способствовали усвоению академических знаний, зачеты сдавались не вовремя, преподаватели поблажек не делали — даже для театралов. Ирина получила диплом без троек, но твердо решила стать актрисой и уехать в столицу.

Москва слезам не верит 

Один год Ира поработала в братском театре кукол «Тирлямы», постигая искусство управления фигурками, участвуя в спектаклях и готовясь к поступлению. Следующим летом она отправилась в Первопрестольную на поезде — три дня репетировала, оттачивала подготовленные монологи. Но уезжать было грустно. Накопившаяся тоска по дому вырвалась наружу во время вступительного испытания.

— Педагог перед отъездом сказала: «Когда будешь читать стихотворение Евтушенко «Говорок», ты вспомни про дом». И в ГИТИСе, когда до меня, последней в пятерке, дошла очередь, кажется, я никогда ничего так не читала! Я вспомнила дом, тоску, свою депрессию в дороге... — рассказывает Ирина. — В конце стала реветь и не могла остановиться. Я не поступила — на факультете было всего два бюджетных места и все было уже решено.

Зато вторая попытка увенчалась успехом: братчанка поступила во МГИК — Московский государственный институт культуры, на театрально-режиссерский факультет, по специальности «Актер драматического театра и кино».

Девушка решила учиться заочно, а жить, как мечтала еще со школы, в Москве. С друзьями сняли квартиру, чтобы оплатить аренду, приходилось постоянно работать. За полгода Ирина побывала и оператором в торговой компании, и официантом в клубе, и продавцом цветов, и аниматором — белым мишкой на детских праздниках... Работала вечером и ночью, а днем ходила на кастинги для массовок в кино — бесконечная карусель, состоявшая из работы и съемок, метро, пересадок, мелькающих лиц...

— Были и приятные моменты, — улыбнулась Ирина. — В новогоднюю ночь я работала Снегурочкой, с Дедом Морозом мы поздравляли детей. Так получилось побывать у кумира моего детства — Сергея Жукова из группы «Руки вверх!». После я ехала с одной работы на другую в пустом метро. Как сейчас помню, посмотрела на часы: о-о, Новый год наступил. После этого я недолго продержалась.

В Братске Иру ждали родные и любимый человек, так что на сердце было все тяжелее и тяжелее. И однажды в метро девушка оглянулась вокруг и решила: пора домой! Даже до очередного собеседования не доехала. Спешно собрала вещи и отправилась самолетом — впервые в жизни.

— Боюсь летать, но тогда хотелось поскорее всех увидеть! — объяснила Ирина. — В Москве приходится постоянно бежать, зарабатывать деньги, думать об искусстве там просто некогда.

Дома встретили друзья, родные и любимые, а спустя месяц Ира Парилова уже была в труппе Братского драматического театра.

Энергия сцены 

Любовь Николаевна Кудряшова не стала просить Иру что-то прочесть или показать — сразу назначила время репетиции и знакомства с коллективом. Но это и не требовалось — актеры уже давно знали друг друга по конкурсам, фестивалям, так что приняли девушку хорошо. В дружной компании нет конкуренции, все готовы помочь советом, подскажут, поправят тактично. Есть возможность учиться у опытных актеров: когда делаешь первые шаги на большой сцене, очень важно чувствовать поддержку.

— Первая роль здесь — горожанка в «Алых парусах», потом я была одной из четырех русалок по Пушкину. Сейчас у нас новый спектакль — «Ужин с дураком», я играю роль Кристины, — перечисляет Ирина. — Мне нравятся драматические роли, такие как тетя девочки в спектакле «Поллианна», которую я сыграла еще в студии «Росинант». Ты начинаешь копаться не только в роли, а еще и в себе и находить такие вещи, которые раньше не открывала, даже не знала, что они в тебе есть.

Время на сцене проносится вихрем, ураганом страстей, внутри все буквально пылает — так выглядит постановка глазами актрисы. Энергия изнутри героев идет в зал и возвращается втройне. Можно даже не видеть глаз зрителей — и так ясно, хорошо ты играешь или плохо.

На премьеры приходит семья Иры — мама, сестра, молодой человек. Мама, конечно, лучший режиссер — опускает дочь с небес на землю, справедливо критикует и хвалит. Да и в целом аудитория в Братске благодарная — не жалеют аплодисментов, дарят цветы.

— Здесь, дома, по-другому все, другие люди. В Москве, даже если будут убивать, никто и не остановится, все мимо пройдут. У нас в Братске люди добрее, ближе, сплоченнее, — поделилась самым главным Ирина Парилова. — Сейчас я поняла, что не так важно, в каком городе ты находишься, главное — найти свое место в жизни. Артисты нужны везде: сюда взяли — значит, это мое место.

Иллюстрации: 

Девушке удаются любые роли, но мечтает она о серьезном, сложном драматическом персонаже
Девушке удаются любые роли, но мечтает она о серьезном, сложном драматическом персонаже
В Москве пришлось много работать,  но были и приятные моменты: под Новый год она встретилась с кумиром детства Сергеем Жуковым
В Москве пришлось много работать, но были и приятные моменты: под Новый год она встретилась с кумиром детства Сергеем Жуковым
Ирина начала играть на сцене в университетской студии «Росинант», теперь она учится  в Московском государственном институте культуры и работает в городском театре
Ирина начала играть на сцене в университетской студии «Росинант», теперь она учится в Московском государственном институте культуры и работает в городском театре
baikalpress_id:  109 378