Режиссер фильма «Географ глобус пропил» посетил Иркутск

На минувшей неделе иркутяне получили возможность встретиться с Александром Велединским, режиссером лучшего фильма 2013 года «Географ глобус пропил» по мотивам романа Алексея Иванова. В Доме кино режиссер показал свои фильмы и пообщался с собравшимися.

Александра Велединского пригласили в Иркутск не просто так, а в рамках Всероссийского конкурса буктрейлеров. И перед тем как отдать «на растерзание» иркутянам режиссера, сотрудники Дома кино рассказали о конкурсе и показали несколько примеров этого жанра.

— Буктрейлер — это короткий ролик к книге, который стоит на стыке визуального искусства, рекламы и литературы. Они нужны для того, чтобы привлечь интерес к той или иной книге и литературе вообще. Это не пересказ и не экранизация книги, а скорее авторское ассоциативное видение.

Конкурс начался еще в августе и будет продолжаться до 4 ноября. Любой желающий может снять ролик по любой книге в форме мини-фильма, анимации, мультипликации — поиск оригинальных решений не ограничен. Получившийся буктрейлер нужно прислать на сайт http://www.booktrailers.ru и ждать результатов — первые три победителя, помимо призов, получат возможность побывать на заключительной церемонии в Москве, а обладатель Гран-при заключит контракт на создание буктрейлера с издательской группой «Эксмо-АСТ».

Перед иркутянами долгожданный Велединский предстал, переполненный впечатлениями.

— Я хочу похвастаться, что побывал сегодня на Байкале, — улыбается режиссер. — Конечно, только в Листвянке, и я знаю, что для многих это «не Байкал», но для меня — вполне…

В начале своего выступления Велединский показал собравшимся свой короткометражный фильм «Ты да я, да мы с тобой», снятый по мотивам рассказа Вячеслава Пьецуха «Двое из будки 9-го километра». Сказал: раз уж мы будем говорить об экранизациях, стоит увидеть, какие они бывают. Этот 27-минутный фильм был дебютом режиссера, снимался практически на голом энтузиазме при наличии денег только на пленку и все же взял множество наград, в том числе на Каннском фестивале.

— Пьецух вообще не знал, что мы снимаем, — вспоминает Велединский. — И когда уже после всех наград он наконец-то увидел фильм, он ему не понравился… Но потом ему все объяснили, что к чему, и теперь он его любит! И, кстати, раз уж мы собрались здесь по поводу конкурса буктрейлеров, то стоит сказать, что само это слово я узнал меньше месяца назад... Одно время мы считались самой читающей страной. И если это возвращается каким-либо образом, я только рад. Пока я сам не снял ни одного буктрейлера, расскажу хотя бы об экранизациях.

Когда снимаешь экранизацию, сталкиваешься все с теми же проблемами, что и для фильма по оригинальному сценарию, считает режиссер.

Cамое главное — нужно уважать дух его произведения, какую бы экранизацию ты ни снимал: построчную или по мотивам.

— Я считаю, в конечном итоге режиссер всегда прав. А подтверждение этому я нашел, когда приступал к фильму «Русское» по Эдуарду Лимонову. В то время он сидел в тюрьме, и я ему передал сценарий через адвоката. Эдуард сказал: «Делайте что хотите, это ваш фильм». Уже потом, когда я задумал снимать «Географа», то же самое сказал мне и Алексей Иванов, мол, это ваше дело; если получится хорошая картина — я буду рад, если нет — книга-то все равно останется хорошей! Такое отношение мне кажется правильным, иначе писатель — не писатель вовсе, а самовлюбленный дурачок какой-то.

По словам Велединского, больше всего они с командой заботились о том, чтобы сохранить дух книги. Встретившись с Ивановым, режиссер лишь поставил его перед фактом, что действие будет перенесено из 90-х в наши дни, Маша не будет дочкой завуча, а главный герой будет старше. Иванов прекрасно понимал, что такой персонаж живет всегда, поэтому адаптация персонажа прошла безболезненно и успешно.

— Алексей Иванов очень любит нашу картину, для него самое главное — что герой остался его героем. А насчет времени действия — он прекрасно понимает, что такой герой архетипичен, он был и будет всегда.

Режиссер говорит, что на успех картины про географа он все-таки рассчитывал изначально, потому что хотел снять не коммерческое, а зрительское кино, и делать «голимый артхаус» для двух своих товарищей — это неправильно. Велединский надеялся, что его услышат, но такой широкий резонанс все же приятно удивил его.

В данный момент Велединский разрабатывает два проекта — один по своему оригинальному сценарию, а второй — по роману Захара Прилепина «Обитель».

— История была такая: три года назад я вытащил Захара на Соловки, мы там пожили неделю, после чего он должен был написать рассказ. А написал вот роман — великолепный, к слову.

— Я хочу сказать, что ненавижу быть писателем, но сценарии вынужденно приходится писать самому, — добавляет он. — Просто хорошие сценаристы все заняты, и приходится учиться. Надо стремиться к тому, чтобы все получалось легко. Как только начинаешь париться, сразу получается не понять что: висишь на одной сцене целыми днями, и никакого продвижения вперед…

На традиционный вопрос о вдохновении Велединский резонно отвечает, что не будет оригинальным, если скажет, что источник вдохновения — это жизнь.

— Я могу, вот как сегодня, побывать на Байкале, а после этого мне вдруг захочется снять фильм, например, про маньяка-садиста, — пожимает он плечами. — Вы же понимаете, это необъяснимо…

Начинающим сценаристам режиссер посоветовал не бросать свое дело, если оно действительно по душе, и не бояться присылать сценарии различным студиям. Везде есть редакторы, которые не оставляют без внимания ничего из поступившего.

Закончился вечер собственно показом «Географа».

Иллюстрации: 

Александр Велединский на церемонии закрытия «Кинотавра» в Сочи.
Александр Велединский на церемонии закрытия «Кинотавра» в Сочи.
Фильм «Географ глобус пропил» стал обладателем Гран-при XXIV Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
Фильм «Географ глобус пропил» стал обладателем Гран-при XXIV Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
baikalpress_id:  98 686