Реконструкция старых дорог и строительство новых магистралей позволят решить проблему пробок

Дорога на работу и с работы; дела, по которым без машины в выходные никуда… Современный человек очень много времени проводит в пути.

А если этот путь еще и преодолевается на общественном транспорте, в часы пик забитом до отказа, то удовольствия от таких поездок немного. Прибавьте к этому большую интенсивность движения и заторы. Кардинально изменить транспортную ситуацию в областном центре к 2030 году призвана программа развития улично-дорожной сети, которую подготовили специалисты ОАО «Иркутскгипродорнии».

Ежегодно количество автомобилей в Иркутске в среднем прибавляется на 5%. А с 1995 года общая численность автопарка областного центра увеличилась в два раза. Уровень автомобилизации населения за этот период вырос на 163%, а это ни много ни мало 275 машин на тысячу жителей. Плюс к этому в Иркутск из-за его пределов ежедневно въезжает до 30 тысяч единиц транспорта. Неудивительно, что передвигаться по городским улицам становится делом все более и более затруднительным.

Больше всего вызывает тревогу движение на центральных, исторических улицах города. Здесь улично-дорожная сеть сформирована очень давно. Узкие улицы и дома, являющиеся памятниками архитектуры, часто находятся в аварийном состоянии. Глобально изменить организацию движения на таких участках не получается, поскольку дома, имеющие историческую ценность, могут пострадать.

Большую работу по исследованию улично-дорожной сети Иркутска несколько лет назад проводил Иркутскгипродорнии. Программа развития этой самой сети до 2025 года (а после недавней корректировки до 2030-го) существует и в той или иной мере воплощается в жизнь. Так вот.

Уже тогда специалисты, изучая транспортную ситуацию, одной из главных причин многочисленных заторов, помимо общего роста интенсивности в связи с автомобилизацией населения на дорогах города, назвали перегрузку маршрутным транспортом. Среднее количество маршрутов по районам города составляет 10—15, а в центральной части их куда больше, поскольку большинство маршрутов из микрорайонов пересекаются именно в центре, вызывая подчас транспортный коллапс. По нормам же в крупных городах количество маршрутов по районам не должно превышать четырех.

Большинство маршруток, выходящих на рейсы, малой вместимости, что, конечно же, негативно сказывается на пропускной способности дорог и безопасности движения.

— Все стремятся ездить на личном транспорте, при этом общественный транспорт популярностью не пользуется. Большой вопрос заключается в его популяризации, — говорит руководитель проектов ОАО «Иркутскгипродорнии» Александр Кыштымов.

В качестве решения проблемы заторов предлагается создать условия для ограниченного въезда в центр города личного транспорта.

Для этого предполагается ужесточить требования по паркованию. Как вариант — сделать платными большинство мест под парковки, на каких-то участках в целях увеличения пропускной способности вообще запретить парковаться, а также увеличить штрафы за самовольное оставление машины в неположенных местах. Люди в итоге все равно перед въездом в центр будут оставлять машины и передвигаться дальше либо пешком, либо на общественном транспорте, работу которого с учетом данных условий передвижения тоже можно было бы организовать в удобной для жителей города схеме и интервале движения. Правда, отмечает Александр Кыштымов, для этого нужно создать условия — построить многоуровневые парковки, увеличить количество муниципальных автобусов большой вместимости. А те, кто ездит много, будут много платить. Так, в транспортной стратегии РФ до 2030 года звучит мысль о том, чтобы транспортный налог платить не с количества лошадиных сил, а с пробега машины. Такая идея специалистам института кажется справедливой.

Сотрудники института совместно с мэром Виктором Кондрашовым в 2013 г. прорабатывали также идею изменения организации движения в центре города. Рассматривалась возможность изменения организации движения в центральной части города посредством организации одностороннего движения, изменения направления движения некоторых улиц. Благодаря этому машины станут передвигаться быстрее, уменьшится количество конфликтных точек перестроения, т. е. увеличится пропускная способность сети улиц. Чтобы проверить реалистичность имевших место быть предложений, на данные решения надо наложить интенсивность, получить некоторую транспортную модель, которая даст понять, какой мы можем получить в итоге результат.

Ограничения по въезду без реконструкции улиц — это лишь полумера, не способная решить всех дорожных проблем. Намечено также строительство магистралей, дорог, дублирующих как основные направления, так и строительство новых.

Пожалуй, одним из самых обсуждаемых на сегодня дорожных объектов является Маратовская развязка.

Создание нового транспортного кольца, по прогнозам проектировщиков, может занять порядка 9—10 лет. Предлагается проводить работы в четыре этапа: сначала сделать удлинение кольца, позже пробить улицу Карла Маркса с мостом через Ушаковку и путепроводом через ул. Баррикад, соединив с ул. Радищева. Ул. Рабочего Штаба соединится с ул. Рабочей также со строительством путепровода через ул. Баррикад. Этапы включают в себя расширение ул. Баррикад, Ангарской — до 6 полос движения. Дополнительно предусмотрены берего­укрепительные работы р. Ангары и Ушаковки. В следующем году проект пройдет госэкспертизу, после чего начнется его практическая реализация.

Маратовская развязка станет частью скоростного кольца по периферии центра с использованием улиц по направлению: Трактовая — Иннокентьевский мост — Сурнова — Ангарская — диагональная магистраль Октябрьского района — Пискунова — Академический мост — окружная дорога Свердловского района вдоль ВСЖД и вокруг Кайской горы — магистральная дорога в направлении Ленинского района до объездной дороги мкр. Ново-Ленино. По этому кольцу будет организовано непрерывное движение в шесть полос с устройством разделительной полосы.

Одними из самых дорогостоящих объектов кольца будут участок реконструкции улицы Пискунова, от Партизанской до примыкания к Ширямова, с пересечением в разных уровнях в районе улиц Партизанской, Карла Либкнехта, Депутатской; строительство диагональной магистрали Октябрьского района и строительство магистральной дороги Ленинского района с мостом через р. Иркут.

Всерьез планируется взяться и за дороги ниже улицы Байкальской по направлению к Ангаре. Так, предполагается строительство улицы Верхней Набережной. Генпланом предусмотрено здесь двухполосное движение от Академического моста до бульвара Постышева и Байкальской. Верхняя набережная станет чем-то вроде бульвара Гагарина с зоной для пешеходов и будет дублировать впоследствии улицу Байкальскую. Намечена также реконструкция улицы Дальневосточной под четыре полосы — от бульвара Постышева до Байкальской и других улиц.

Из первоочередных планов — связка улицы Старокузьмихинской напрямую с микрорайоном Юбилейным.

А сильно загруженную сегодня улицу Академическую есть намерение продублировать улицей Безбокова. После капитального ремонта она станет полноценной альтернативой в части пропуска внутригородского транзита.

С пуском Академического моста одних транспортных проблем убавилось, но прибавились другие. На правом берегу водители упираются в улицу Партизанскую, с другой стороны — в окружную дорогу. После просторной езды по мосту машины скапливаются на въезде в Свердловский район как в узком горлышке.

— Стоит задача расширить габарит под путепроводом до 6 полос, но это надо решать в комплексе с пересмотром всей Лермонтовской развязки, — отмечает Александр Кыштымов.

Также в Свердловском районе необходимо сделать дорогу между бульваром Рябикова и Мельниковским рынком. Автомобили выйдут по ней на улицу Сергеева, минуя перекресток с улицей Аргунова, что значительно уменьшит вероятность образования пробок.

Наконец, в реконструкции дорожной сети нуждается в последнее время и Ленинский район: обновления требуют связка между Иркутском II и Ново-Ленино путепроводом через железную дорогу, а также ряд улиц, где надо обновить дорожное покрытие и провести ремонт. Расширить и сделать четырехполосной планируется существующий проезд в направлении ул. О.Кошевого — между подходами к Иннокентьевскому мосту и ул. Рабочего Штаба, которая проходит рядом с новым местом расположения рынка «Шанхай».

Создание скоростного кольца не предусматривает пересечений автомобилей на одном уровне с пешеходами, т. к. будут предусмотрены пешеходные переходы в разных уровнях. И все транспортные развязки в узлах скоростного кольца будут иметь пересечения потоков в разных уровнях.

— Есть концептуальные проработки на улице Софьи Перовской провести пешеходную ось. Она будет призвана служить объектом, который увеличит нашу привлекательность и доступность для пешеходов. Однако для окончательного решения необходимо сделать оценку последствий транспортной составляющей данного предложения, учитывая значительную интенсивность в центральной части города, — поясняет Александр Кыштымов.

Всего же в программе до 2030 года предусмотрено строительство порядка двух десятков пешеходных переходов в разных уровнях. Только шесть искусственных сооружений для организации пешеходного движения будет построено в рамках Маратовской развязки. Здесь пять улиц сливаются в кольцо. Предстоит их разделить, сделав три створа. Для пешеходов будет предусмотрена отдельная организация движения: четыре подземных пешеходных перехода и два в теле насыпи, в виде арочных конструкций. Светофорное регулирование на развязке не предусматривается, поскольку все съезды выполнены по принципу одностороннего движения, и развязка имеет принцип непрерывного движения. Люди на дорогу выходить не будут, т. к. отдельно будут выделены тротуары под пешеходное движение. На Маратовском кольце в сегодняшнем исполнении не предусмотрено перемещения пешеходов, но люди все равно выбегают на дорогу, рискуя жизнью. Специалисты Иркутскгипродорнии в новом проекте развязки дали возможность горожанам переходить дорогу максимально безопасно посредством предназначенных для этого соответствующих современных сооружений.

Иллюстрации: 

Маратовская развязка станет частью скоростного кольца. По нему будет организовано непрерывное движение в шесть полос с устройством разделительной полосы.
Маратовская развязка станет частью скоростного кольца. По нему будет организовано непрерывное движение в шесть полос с устройством разделительной полосы.
Александр Кыштымов
Александр Кыштымов
baikalpress_id:  101 236