Кыстыбай для дорогих гостей

В Тарасе хотят реализовать проект по постройке татарского дома

Сытный кыстыбай, деликатесный бэлиш, сытный эчмочмак: познакомить как можно больше людей с национальной татарской кухней решили в селе Тараса Боханского района. В этом населенном пункте уже давно развивают традиционную культуру. Двадцать лет работает детский ансамбль «Сандугач» («Соловей»), десять — взрослый коллектив «Умырзая» («Подснежник»). Теперь у тарасинцев появилась новая цель — построить в селе дом-музей с кафе, в котором подавали бы блюда татарской кухни.

— Мы приняли участие во всероссийском конкурсе социально-экономических проектов, направленных на развитие культуры района. Наш проект татарского дома прошел во второй тур. Теперь предстоит поездка в Москву. Возможно, удастся найти спонсоров, инвесторов, которые поверят в нашу идею, — говорит Анисия Бухаева, руководитель татарских ансамблей села, педагог дополнительного образования. В Тарасе уже работает кафе, где можно попробовать блюда бурятской кухни. Хочется, чтобы была возможность угостить проезжающих мимо людей и нашими кушаньями. Ведь в Боханском районе давно стало традицией встречать гостей чак-чаком.

Пока средств нет, но тарасинцы уже вовсю изучают, каким должен быть настоящий татарский дом.

— Это будет пятистенная изба с пристроем. Дом, согласно татарским традициям, должен быть поделен на «белую» и «черную» стороны, которые разделены между собой несущей стеной. В «черной» стороне хозяюшка готовит, а в «белой» принимает гостей, — говорит Анисия Бухаева. — В нашем случае дом будет поделен на кафе и музей, где смогут заниматься коллективы. При школе есть небольшая этнографическая экспозиция, которая была собрана своими силами. Возможно, часть экспонатов будет перенесена в татарский дом, а часть мебели для антуража попросим у местных жителей.

В Тарасе живут потомки первых переселенцев из Татарстана, которые приехали в Сибирь в далеком 1936 году. Они хорошо чтят традиции, которые им привило старшее поколение.

— Мой дедушка Сабир Хасанов вспоминал, как приехал по приглашению местного колхоза. Поселенцам давали землю, корову, лес, чтобы построить дом. Буряты хорошо встретили новых соседей. Земли было много, она практически никак не использовалась, делить было нечего, — говорит Галина Васильевна, жительница села. — Интересно, что татары строились очень компактно, больших изб не ставили, сказывалась привычка пускать в ход каждый клочок земли. До сих пор старшее поколение татар сажает огород, рационально используя все грядки, компактно складывает поленницы. Наши бабушки и дедушки привили нам чувство бережного отношения ко всему, что нас окружает.

По словам тарасинцев, именно татары начали строить в селе прямые улицы, до этого дома ставили по улусному родовому признаку. Кроме этого, татары, приехавшие в эти края раньше русских, ввели моду на выращивание картошки, других овощей, научили местных топить бани по-черному. Потом, уже после войны, приехала вторая волна переселенцев.

— В ансамбле поет мой отец, Хатим Галимов. Он вместе с моей мамой, Рашидой Зариповой, переехал в эти края в 1961 году. Вместе с моими родителями в Сибирь перебралось 11 семей, — говорит Анисия Бухаева. — Я родилась уже после переезда. Но в семье говорили на татарском языке, чтили обычаи своего народа. До сих пор папа — источник моего вдохновения и сил. Он учит всех песням на татарском языке.

— В нашем муниципальном образовании живут несколько национальностей. И каждая обогащает другую, — говорит Марина Филиппова, директор тарасинского ДК. — Например, школьники учат бурятский язык, знакомятся с татарскими обычаями, и это просто здорово. Татарские коллективы с самого начала своего создания показали высокий уровень подготовки: они постоянные призеры областных конкурсов, «Умырзая» защитил звание народного, а на последнем Сабантуе тарасинцы привезли второе место конкурса национальной кухни. Так что не сомневаюсь, что идея с созданием дома-музея и организацией кафе удачная.

Загрузка...