Шаманское облачение

Лекция о бурятской культуре транслировалась из Иркутска в Московский университет

В областной библиотеке им. И.И.Молчанова-Сибирского по инициативе ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» и ИООО «Центр бурятской культуры» в рамках лектория «Говорят лучшие» состоялась от-крытая лекция, посвященная шаман-ским одеяниям и ритуалам. Ее провели Ольга Чернявская, заведующая экспозиционным отделом «Окно в Азию» краеведческого музея, и Виталий Балтаев, член правления организации шаманов «Байкал». Это уже не первая лекция, посвященная культуре бурятского народа. Но на этот раз лекторы выступили не только перед иркутскими слушателями, но и перед студентами Московского государственного университета — посредством интернет-связи. Это первая лекция в режиме онлайн, что вызвано большим интересом со стороны общественности к теме шаманизма.

Представление людей о мире

Об уникальной коллекции шаманских костюмов народов Сибири и Северо-Восточной Азии (буряты, эвенки, тофы), хранящейся в экспозиции музея, рассказала Ольга Чернявская.

— Коллекция считается одной из самых богатых в Сибири. Богатство даже не в количестве костюмов, а в их разнообразии, — говорит Ольга Чернявская. — К нам приезжали этнографы из Кунсткамеры, из Российского этнографического музея, и все отметили коллекцию как одну из самых интересных.

Основная коллекция шаманских костюмов собрана после 1879 года, так как большая часть, собранная до этого периода, сгорела во время грандиозного иркутского пожара. Первый костюм, поступивший в коллекцию музея, — якутский. Следующее приобретение музея — от генерал-губернатора Игнатьева. Это эвенкийский костюм весом почти 10 кг — знак того, что он принадлежит великому шаману (имя шамана неизвестно). Третий шаманский костюм поступил от священника Винокурова. Поступления были и от геолога Подъяконова.

Долгое время два костюма в коллекции считали эвенкийскими. После проведения атрибуции выяснилось, что это эвенкийский и бурятский костюмы, фактически одинаковые во внешнем оформлении — подвески на боках ниже талии, их внешнее исполнение, вид сзади и вид спереди. Единственное, что их различало, — это покрой. Привезены они из Нерчинского округа Тунгальской волости.

Коллекцию продолжали комплектовать и в советские годы, ездили в экспедиции — по Нижней Тунгуске, в Тункинский район, Тофаларию. Был привезен шаманский костюм сойотов, аналога которому нет ни в одном музее Сибири.

— Шаманское платье играет немаловажную роль, это как материализованное воплощение, представление людей о мире, — рассказывает Ольга Чернявская.

На каждом костюме есть деление на три мира: верхний, средний и нижний. Например, в эвенкийских сказаниях пишут: «Давно-давно появились эти три мира, подобные чутким ушам годовалого оленя. Верхний, средний и нижний миры — обиталище духов. По представлениям всех народов, добрые духи живут в верхнем мире».

В бурятских сказаниях говорится: «Тысячи светлых небесных бурханов на своей собрались луне. Собрались на прекрасный совет, на своей собрались звезде». Эти миры соединены мировым древом или космической рекой.

На тофаларском шаманском костюме мы видим мировое древо на нагруднике — соединение верхнего и нижнего мира через средний, почти на всех представленных костюмах это прослеживается.

Изготавливали облачение не по простому желанию — шаман представлял кузнецу то, что приходило ему во сне. Бурятский этнограф М.Н.Хангалов писал, что подвески как оперение — душа шамана перевоплощалась в птицу.

Свое выступление Ольга Чернявская закончила фразой Г.Н.Потанина: «Шаманизм — это не многобожие. Это единобожие, в котором выразилась идея единства всего живого».

— Я думаю, что шаманизм, несмотря на борьбу с ним со стороны других религий в прошлом, останется в человеке, потому что человек ощущает единство с природой, хочет он того или нет.

Взгляд практикующего шамана

Продолжил лекцию родовой практикующий шаман Виталий Балтаев:

— Шаманизм — это не только религия. Это мировоззрение, философия, включающая в себя и медицину, и религию, и спорт, и фольклор, и культуру, и воспитание, и образование.

Говоря о разделении мира на верхний, средний и нижний, он также продемонстрировал на экране различные костюмы, дополнив пояснениями:

— Существует наш мир, который мы себе представляем. Существует потусторонний мир, либо верхний мир, обиталище духов, онгонов и божеств, именно в верхнем мире. Очень много атрибутов обязательно круглых — это представление мира, самой вселенной как шара — большого, объемного, не имеющего границ. Этот мир бесконечен.

Взглянув на костюмы, можно увидеть, что нижний круг имеет отверстие или центр. Это отверстие — возможность попасть в подземный мир. Не на всех костюмах он существует, и не у всех шаманов он есть. Для того чтобы шаману попасть вниз в состоянии транса и вернуться оттуда, нужно иметь большую силу.

Колокольчики и другие подвески на шаманских костюмах своим звоном отпугивают плохих духов. На всех костюмах мы видим подвески либо косички — это олицетворение змеи. Змее подобно попадать во все миры, она соединяет нашего отца — Небо, и нашу мать — Землю. На современных бурятских костюмах эти змеи обязательно присутствуют.

Мистика и реальность

Изображения копья, меча, сабли или стрелы — это как бы воинские атрибуты, позволяющие шаману в потустороннем мире вести боевые действия с негативными духами. Исходя из собственной практики Виталий Балтаев рассказал, что на его атрибутах копье и саблю приходится периодически затачивать, так как появляются зазубрины. Предполагается, что при проведении обрядов происходят боевые действия.

Шапка шамана олицетворяет голову. Если шаман входит в транс, то собственными глазами не видит. Он в другом теле, он видит другими глазами, разговаривает другим ртом. На частый вопрос: «Почему, когда шаман входит в транс, он опускает голову?» — Виталий Балтаев пояснил, что он не опускает голову, это дух смотрит так. Шаман может находиться в трансе до часу или двух, но обычно это минут двадцать-тридцать. В состоянии транса время теряется. Для нас это обычное время.

— На мой взгляд, там нет времени в плане линейности — время едино, наше 20-минутное путешествие там может протянуться на века или длиться несколько секунд.

Виталий лично знаком с шаманами, камлающими в огне, когда ставится большой шалаш из жердей, обкладывается сеном или соломой, и в момент нахождения шамана в трансе он поджигается. Говорят, что последний шаман, который мог ходить по воде и летать в воздухе, ушел где-то в середине XIX века.

Загрузка...