Выздоровление возможно

Как правильно использовать бурятскую медицину

Дорогие читатели! В нашей газете открывается новая рубрика — «Говорят лучшие». Раз в две недели по инициативе Центра культуры коренных народов Прибайкалья и Центра бурятской культуры в библиотеке им. Молчанова-Сибирского проходят лекции. Мероприятия проводятся с января этого года. Кто только не выступал за это время: профессора, шаманы, поэты... Послушать выдающихся людей, жителей округа и Республики Бурятия очень интересно. Но не у каждого есть возможность приехать в областной центр. Теперь благодаря нашей газете вы сможете поприсутствовать на лекциях. Первая статья — о традиционной бурятской медицине боро арга. Читает ее Бадмажаб Мункожаргалов — доцент, кандидат медицинских наук.

«Буряты, являясь частью Монгольской империи, принадлежали к представителям кочевой цивилизации. Устройство повседневной жизни разительным образом отличалось от жизни представителей оседлых народов. Это касается ментальности, питания и многих других аспектов жизни, в том числе лечения. Особенности питания (преимущественное потребление мясной пищи) диктуют формирование иного ферментативного состава, нежели у представителей оседлой цивилизации (значительное потребление растительной пищи). Таким же образом отличаются особенности народной медицины, где у одних в методах лечения превалирует растительный компонент, а у других используется так называемое животное сырье.

Сложилось ложное мнение, что буряты использовали в основном тибетскую медицину. Возникает вопрос: а как же решались вопросы восстановления здоровья в XVIII веке, до прихода буддизма? Существовало боро арга, которое сохранилось и поныне. «Боро арга» в дословном переводе с бурятского языка означает «простое лечение», или «бурятская медицина». В современных условиях, когда в медицине используются дорогостоящие синтетические лекарственные препараты, а лечение больных все более становится разновидностью бизнеса, имеет смысл обратиться к традициям наших предков. При этом многие аспекты боро арга так и не изучены.

К примеру, обряд призывания-возвращения души, который проводится шаманами и ламами. Многие наши земляки прошли через этот обряд. Поинтересуйтесь у них, как после этого обряда они себя чувствовали. Никто из них не скажет плохого, у всех только положительные впечатления. В основе данного обряда лежит постулат о возможности выхода души из тела в результате заболеваний, травм или иных стрессовых ситуаций. Можно соглашаться или спорить, но метод, переживший века, уже одним этим доказал свою жизнеспособность. И нам, потомкам, остается лишь изучать данный метод. В современной медицине понятие "психосоматика" (взаимосвязь заболеваний внутренних органов с нарушениями психики) появилось относительно недавно.

Известным методом восстановления сил в боро арга является применение говяжьего или бараньего бульона — боро шулэн. Мелко нарубленное мясо клали в холодную воду (лучше в талую; в теплую или кипяченую нельзя) и ставили на огонь. При этом варево нужно беспрерывно помешивать. Лук и соль не добавляют. Как только бульон начинает закипать, кастрюлю нужно убрать с огня. Рекомендуется принимать бульон в горячем виде.

Особым методом боро арга является обкладывание больного бараном, козой, теленком или собакой. При заболеваниях внутренних органов больного заворачивали в свежую, только что снятую шкуру этих животных. Перед этим человека обкладывают внутренними органами по принципу «сердце на сердце, печень на печень, почки на почки» и т. д. Так больной должен лежать, пока шкура не остынет. Данный метод считался очень важным и серьезным, так как неправильное его выполнение было чревато осложнениями. Большое значение придавалось возрасту, полу и масти животного. Можно привести много примеров того, как после обкладывания больные выздоравливали, даже, казалось бы, в безысходных ситуациях.

К боро арга относятся костоправы — баряаши. Для того чтобы заниматься практикой костоправа, претенденту приходилось проходить через многочисленные испытания и обряды. Приемы, которыми пользовались баряаши, можно обнаружить в современной медицине — травматологии, мануальной терапии, массаже. Значительное место занимает лечение молоком и кисломолочными продуктами. Представляют интерес ванны из парного молока, кумыса, обертывание с использованием сметаны. Применялся растопленный жир медведя, барсука, волка, тарбагана (степного сурка), а также желчь этих животных. Широкое применение имеют и другие части животных — панты оленей, хвост, лапы и т. д., а также мускус кабарги. Сегодня, когда разрабатываются варианты пересадки органов животных человеку (в частности, печени), можно смело сказать, что идея использования представителей фауны для лечения принадлежит боро арга. Кроме того, широко используются препараты, изготовленные из трав, кустов, деревьев.

Помимо этого, применялось минеральное сырье: каменное масло, полудрагоценные камни. В боро арга также используются металлы: золото, серебро, медь. В бурятской медицине важное место отводится профилактике заболеваний. К примеру, запрещалось употребление холодного чая в течение нескольких часов после приема жирной пищи.

Распространенной формой отдыха являлся прием ванн в минеральных источниках, которыми богата наша земля. Выбор источника являлся прерогативой баряаши, шамана или ламы. Не допускался спонтанный выбор источника для ванн, как принято сегодня, так как это могло привести к нежелательным последствиям. Кстати, Прибайкалье издревле называли землей вечно синего неба, что подтверждается большим количеством солнечных дней в году. И потому длительное пребывание на солнце не приветствовалось.

Даже поверхностное знакомство с бурятской медициной свидетельствует о том, что боро арга является своеобразной системой лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которая выдержала многовековую конкуренцию с тибетской и европейской медициной».

Задать вопросы и получить профессиональную медицинскую консультацию по боро арга можно по тел. 89246095100.

Метки:
baikalpress_id:  36 643