Как появились бурятские племена

Баргу и Булагчин

На нашей стороне Байкала, к Ангаре и Енисею, тысячу лет назад жило одно
небольшое племя бурят. У них был свой вождь, прославленный охотник Булагчин. Всю
жизнь он водил свое племя вокруг Байкала по крутым горам и гольцам, по такой
трущобе, что теперь человек не пролезет. У Булагчина был младший брат, звали его
Баргу. Однажды все племя остановилось на берегу напротив Ольхона. Баргу сказал
брату:

— До каких пор мы будем лазить по тайге? Давай выйдем в степь и там заживем
спокойно.

Старший брат Булагчин осердился на слова младшего брата и сказал ему: — Если
не хочешь охотиться, то кочуй на Аларь и там питайся мышами. Степи скудные, ты
пропадешь там с голоду.

Баргу не послушался Булагчина, подговорил послушных себе людей и за неделю
откочевал в степь. Степь в то время называлась аларью. Баргу развел скот, целые
табуны коней, и зажил припеваючи. Булагчин не знал, как там в степи устроился
его брат, сердце у него болело, и каялся он — зачем ему надо было угонять от
себя брата. Через несколько лет, не имея никаких слухов о Баргу, Булагчин послал
гонца в степи, чтобы разыскать брата. Когда гонец вернулся, то рассказал, что
аларцы живут в довольстве, ни в чем не нуждаются, что между народом его племени
царят мир и благодать. Булагчин не поверил ушам своим и решил навестить брата.
Не доехал он до брата один день езды и видит, что степь вся черным-черна от
разного скота. «Видать, верно говорил гонец мой», — подумал Булагчин и начал
объезжать стада.

Целую неделю объезжал он табуны коней, гурты коров и овец. Всех не объехал,
надоело ему трястись в седле, и направился он к юрте родного брата. Баргу его
принял с честью и радостью. Посмотрев на богатство брата, Булагчин решил вывести
своих охотников из тайги в степь. Он поселился недалеко от брата, племя которого
к тому времени уже называли аларцами, племя Булагчина потом прозвалось
булагатами.

С.В.Климов

Бурят-богатырь

Иркутские буряты здесь народились, когда люди размножались. Те времена теплые
были, никто тогда не думал, что свет изменится, появятся ледяные гольцы и снега
вечно на горах будут лежать. Возле Байкала в те годы такие леса росли, что
теперь их на земле и в помине нет.

Буряты жили особняком от других, они все ближе к Байкалу-морю держались.
Разные у них люди были, но все больше низкие. А вот один из них удался
великаном-богатырем. Силищу он имел, как степной бык-пороз. Обхватит он дерево —
и оно с корнем из земли долой. Того бурята и прозвали Боханом — значит
по-бурятски бык-пороз*. От него потом целое племя пошло, и прозвали это племя
боханскими бурятами.

Они и теперь живут, сотни поколений с того времени у них народились. Немного
бурят отделилось от других родов, и поселились они на никем не занятой степи.
Для разведения скота та степь была самой подходящей. Реки текут, ручьи бегут, и
озер немного. Травы стояли рослые, выше головы, зайдешь в них, так можно
заблудиться. А сама степь растянулась от одного края неба до другого, и,
казалось, нет ей ни начала, ни конца. Прикочевавшие в ту степь буряты начали
заниматься скотоводством. То ли там трава такая росла, то ли климат уж такой
был, но получилось так, что больше всего у них быков разводилось. Все другие
буряты знали, что лучших быков, чем у тех бурят, ни у одного рода не было. Вот
когда другие буряты ездили покупать у тех бурят быков, то говорили, что едут за
боханом, а потом и хозяев этих боханов боханскими прозвали.

И выходит так, что боханские буряты свое название от быков берут. Теперь,
может, это потешным кажется, а раньше оно могло так и быть. *Бык-пороз —
племенной бык.

Г.С.Неустроев

Харасын

На реке Лене в далекие времена поселился один бурят по имени Бурядай. И звали
его Цаган Бурядай, это значит Великий Бурядай, от которого началось племя бурят.
У Бурядая было двенадцать сыновей и шестьдесят внуков. Харасын был самым младшим
внуком Бурядая от старшего сына Хоридоя. Как младшего внука, его все баловали, а
он никого не признавал и делал что хотел. Бурядай и Хоридой сильно беспокоились
за Харасына, так как день ото дня он становился все непослушнее. Когда Харасын
подрос и стал совсем большим, племя бурят не знало, что с ним делать, как его
укротить. Вот однажды Бурядай сказал:

— На истоке Ангары посреди реки лежит большой Шаманский камень. Каждое утро у
того камня собираются самые красивые шаманки со всего берега Байкала. Надо
отвести Харасына туда, и, может быть, шаманки помогут ему.

Хоридой послушался совета старого и мудрого Бурядая и уговорил Харасына
поехать на Байкал, чтобы добыть рыбы. За три дня Хоридой и Харасын доскакали до
Байкала и остановились на берегу, напротив Шаманского камня. И вот однажды на
рассвете шаманки собрались и начали молиться солнцу. Среди шаманок была одна
молодая. Она выделялась своей красотой и стройностью. Увидев на берегу молодого
парня, эта шаманка больше смотрела на него, чем на солнце. Харасын заметил это
и, недолго думая, вскочил на коня и вплавь кинулся к камню. Шаманок как ветром
сдуло с камня, а та, молодая, — осталась. Он подъехал к ней, посадил ее на коня
и привез к отцу. Вскоре они вернулись домой.

В улусах Бурядая все начали смеяться над Харасыном, что, дескать, никто не
мог укротить его, а вот шаманка одна сделала мужчину теленком. Гордый Харасын
сказал своим, что это не простая шаманка, а цаган шаманка, то есть великая
шаманка. Никто тому не поверил, и люди продолжали над ним смеяться. Видя такое
горе своего мужа, великая шаманка сказала ему:

— Здесь нам не будет житья, уйдем отсюда туда, где нет людей. Там мы заживем
спокойно. Харасын в ту же ночь вышел с великой шаманкой на берег Лены, связал
два бревна, и поплыли они по реке. Дорогой они добывали себе пищу, били зверей,
птиц, ловили рыбу. Плыли они много дней и вот увидели перед собой самый красивый
берег Лены. Тут они остановились, построили себе юрту и занялись охотой. Однажды
Харасын пришел в юрту с пустыми руками и сказал великой шаманке:

— Одной охотой здесь не проживем, я даже мышки не встретил. Харасын и великая
шаманка решили заняться скотом. Жить им стало легче, у них пошли дети. Харасын
научил своих сыновей охотиться, приучил их к скоту, и начали они заниматься
большим хозяйством. Сыновья подросли. В одном доме стало тесно. Харасын начал
отделять своих сыновей и поселять их недалеко от Лены. Там, где поселялись
сыновья Харасына, то место прозвалось Якутским, а по имени сыновей их потомки
стали называть свои роды.

Внук Харасына Бэртахара удался в дедушку, он был сначала неуживчивым, но
отличался огромной силой, и его боялись все потомки Харасына. Этот Бэртахара был
отделен от всех якутов, и его поселили на самом севере, у устья Лены. Тут от
Бэртахара народилось много поколений, и все они разбрелись по самым дальним
углам страны. Вот так-то от Харасына пошел якутский народ, а от него — другие
племена появились.

Р.Л.Спиридонов

Метки:
baikalpress_id:  36 655