Как правильно поклоняться духам

В Усть-Ордынском впервые прошел конкурс бурятских обрядов

Показать национальные обряды, да так, чтобы было понятно даже непосвященному в тонкости бурятского языка человеку, — задача не из простых. Но с ней легко справились шесть коллективов округа, собравшихся в Усть-Ордынском, чтобы выяснить, кто из них лучше всего знает обычаи своих предков. 24 февраля в киноконцертном зеле «Эрдэм» впервые прошел конкурс обрядов, организованный по инициативе Законодательного собрания Иркутской области

Суд старух и рождение младенца

— Чтобы попасть в столицу округа, пришлось побороться с районными коллективами. Конкуренция была большая. Но нам все-таки удалось доказать, что именно мы достойны представлять свой район, — говорит Маргарита Буинова, руководитель народного фольклорного ансамбля «Ургы» села Нагалык Баяндаевского района. — К конкурсу был подготовлен обряд «Зимняя охота». Его до сих пор проводят старейшины нашего села. Но, конечно, чтобы сделать обряд более достоверным, таким, каким он был изначально, пришлось обращаться к книгам. В восстановлении обряда помогли исследования этнографа Матвея Хангалова.

Показать свои самые сильные стороны старались все коллективы. Завоевывали симпатии зрителей и членов жюри по-разному. Например, осинцы представили зрелищный обряд «Суд старух». Его проводят в том случае, если у пары после нескольких лет совместной жизни нет детей. Тогда в гости приглашаются бабушки, которые смогли родить и вырастить достойное потомство. Если через год после обряда у пары рождается ребенок, то старейшины встречаются еще раз, чтобы поздравить молодых родителей и провести все необходимые для этого случая молебны.

Коллектив «Худайн Гол» из Эхирит-Булагатского района решил рассказать зрителям, как проводить обряд на барисане всем путникам. Дорога в бурятской культуре является связующей нитью между двумя мирами — живых и мертвых людей. Именно поэтому культовые сооружения устанавливаются на трассах. К сожалению, современные люди зачастую не знают, как правильно вести себя в подобных местах. Многие не соблюдают очередности подхода к барисану, оставляют после себя мусор. Эхиритцы сняли видео, которое помогло зрителям ощутить себя пассажирами, подъезжающими к священному месту.

Аларские сундуки

Свою версию обряда «Облавная охота» показал коллектив из села Закулей Нукутского района. А артисты из Кутулика наглядно продемонстрировали, как правильно проводить обряд выкупа невесты. Опирались в том числе и на собственый опыт.

— В Аларском районе до сих пор живы традиции. Без передачи приданого не обходится ни одна свадьба. Специально для этого родители невесты заранее заказывают сундук местным мастерам. Каждый старается сделать сундук оригинальным и красочным. В старину украшали их камнями и даже ракушками. Сейчас в основном расписывают узорами. Но нужно позаботитьсяне только о внешенем виде сундука, но и о его наполнении. У молодой пары должно быть все, чтобы начать вести хозяйство, — говорит Любовь Тангарова, председатель Бурятской национально-культурной автономии Аларского района. — В 2008 году, когда выдавала замуж свою дочь, я проводила такой же обряд.

Почетным гостям конкурса аларцы поднесли белую пищу: молоко, сметану, творог, тарасун и сыр. Все блюда приготовили лично.

Годовалый актер

Никого из зрителей не оставило равнодушным выступление молодежи Боханского района. Специально для конкурса боханцы поставили обряд «Малаангууд». Перевести это слово на русский, не потеряв смысл, невозможно. Суть обряда в том, чтобы социализировать, представить гостям годовалого ребенка. В этой роли выступил самый маленький артист конкурса — Хэшэгто Жабуев из села Хохорск. Малыш, которому недавно исполнилось год и три месяца, уверенно держался на сцене. Помогали ему родители — молодые работники культуры района.

— Мы переехали в Хохорск недавно из Бурятии по приглашению родственников, — говорит Тунгалаг Жабуева. — Работаем в местном Доме культуры. На новом месте нам с мужем очень нравится, стараемся развивать творчество. Сын, по всей видимости, пошел в отца, уже сейчас очень любит танцевать, поэтому мы решили при-влечь его к инсценировке обряда. Имя Хэшэгто переводится как «счастливый». Может, сегодня он станет нашим талисманом и Боханский район окажется на первом месте.

Весь конкурс зрители и участники задавались вопросом, как будет производиться подсчет голосов. Ведь каждый из районов постарался показать за пятнадцать отведенных минут яркое и самобытное зрелище. Как оказалось, ответ на этот вопрос не нашло и компетентное жюри. Поэтому было решено присвоить номинацию каждому участнику.

Это еще не конец

За хорошее сценическое воплощение обряда приз достался коллективу из Осинского района. За самобытность — Аларскому. Эхирит-Булагатский отметили за достоверность. Баяндаевский — за преемственность поколений. Жюри отметило артистизм боханского коллектива и оригинальность нукутского. Всем участникам были вручены грамоты и денежные призы.

Но расслабляться участникам не следует. Это не последний конкурс, направленный на сохранение и развитие бурятской культуры. — Идея провести конкурс возникла на Неделе бурятского языка в Бохане, — говорит Людмила Берлина, председатель Законодательного собрания Иркутской области. — Культура — это не только язык, это опыт социальной жизни людей разных национальностей. Изменить жизнь к лучшему можно, опираясь на знания предыдущих поколений. Поэтому проведение мероприятий, направленных на развитие и сохранение бурятской культуры, будет продолжено.

— Такие конкурсы очень нужны населению, — поделился мыслями Василий Моноев, первый заместитель мэра Баяндаевского района. — Благодаря подобным мероприятиям историей и культурой своего народа удается заинтересовать молодежь. Говорю это, основываясь на конкретных примерах. Например, коллектив «Ургы» совсем недавно состоял в основном из представителей старшего поколения. А теперь в нем с радостью участвуют и школьники, и студенты. Уровень районных коллективов возрос, и, я уверен, такой прогресс можно наблюдать во всем округе.

Загрузка...