Время пришло

В Усть-ордынском дацане будут развивать народные ремесла

На фоне унылого осеннего неба окружной дацан радует яркими красками. Уже одним своим видом он вселяет веру в лучшее. А если на душе совсем тягостно, то можно зайти внутрь, поговорить с ламой, после чего, по заверениям прихожан, проблемы уже не кажутся неразрешимыми. Официальное открытие дацана «Тубдэн Даржилин» произошло в поселке Усть-Ордынском в августе этого года. Буддийский центр был построен в рекордный сроки. В этом ламы видят хороший знак, благословение богов. В самом начале темпы строительства радовали не особо, работа закипела после помощи депутата Законодательного собрания Владимира Дмитриева. Чем же сейчас живет храм, кому помогает, о чем мечтают ламы, решил выяснить корреспондент «Окружной правды». Оказалось, что строительство дацана — это только начало большой работы, которую будут проводить буддисты на территории округа.

Гэсгы

На территории храмового комплекса нас встретил Максар-лама. Называя свое имя, служитель выделяет букву «с». Однажды журналисты назвали его в газете Макаром. — Все смеются теперь, — улыбается и сам лама. Максар-лама — второе лицо после настоятеля Саян-ламы, его должность называется гэсгы.

— В миру мы шутя говорим, что я полицейский надзор. Смотрю за порядком, хозяйством, дисциплиной, учебой... Сам Максар-лама практически все время находится при храме. Домой наведывается пару раз в неделю. Чайку попьет — и обратно. Нельзя оставлять дацан без присмотра — изредка заглядывают сюда гости не с самыми благими намерениями. Стоило однажды Максар-ламе отвлечься на секунду, как нетрезвая женщина стащила кувалду. — Зачем она ей понадобилась, ума не приложу. Может быть, на металлолом хотела сдать?.. — недоумевает лама.

«Вы совершили чудо!»

Ламы встречают первую зиму в новом красивом здании — Для нас пока тайна, сколько оно будет электричества потреблять, — хмурит лоб гэсгы. — Все ведь для нас новое, неизведанное. Мы каждый день с настоятелем гадаем, сколько мы киловатт используем, сколько денег надо будет платить.

Со всеми грядущими проблемами ламам теперь справиться легче. Самое главное, что есть храм — просторный, красивый, которым можно гордиться, и свежеотстроенные дуганы, в которых приятно вести прием.

— Мы раньше все ютились в маленькой избушке, — Максар-лама вспоминает трудное время. — В одном помещении 6 на 4 метра напротив каждого ламы сидел человек. Люди откровенно рассказывали о своих бедах, проблемах. И тут же рядом другой посетитель, ожидавший своей очереди, все это слушал. Люди ведь рассказывают о своих семейных тайнах. Молодые девушки рассказывают о своих парнях. Жены интересуются, изменяют ли им мужья. Такие беседы должны происходить без свидетелей. Раньше усть-ордынских лам можно было узнать по исхудалому виду. До появления дацана жили они, можно сказать, в аскетизме. Приходилось даже держать совет, на что потратить деньги, — на хлеб и растительное масло. Сейчас ситуация выправилась. Место, где стоит дацан, буддисты выстрадали, намолили. «Просто время пришло», — вдохновенно говорят ламы.

Когда на открытие дацана приехал Хамбо-лама, то поразился. «Вы совершили чудо!» — сказал он устьордынцам. — В нашей стране есть дацаны, строительство которых тянется по 10 лет, — говорит Максар-лама. — Я уже более 20 лет работаю в реставрации. И не видел, чтобы за 4 месяца был полностью построен храмовый комплекс. Мы днем и ночью работали. Я набрал молодых ребят. Они и не пили, и послушнее оказались, чем мужики-строители, — после получения аванса те исчезали на неделю-полторы.

Приходят люди всех исповеданий

Молодежь, которая приходит в дацан, просит помолиться за успешную сдачу экзамена. Молодые пары интересуются, в какой день лучше всего играть свадьбу. Ламы советует, какого цвета одежду нужно надевать на большой праздник. Часто шаманы, бессильные помочь человеку с какой-то проблемой, особенно связанной со здоровьем, отправляют его в дацан. Сегодня сюда приходят люди всех вероисповеданий — шаманисты, христиане, мусульмане.

— Жили бы здесь африканцы, тоже приходили бы, — улыбается Максар-лама.

Частые гости храма — узбеки и таджики — просят, чтобы ламы помолились за родных, чтобы все сложилось на работе. — Иностранцы жалуются на больной желудок, расстроенный из-за плохого питания, на простуды. Мы лечим их с помощью тибетской медицины. Помогают ламы и пьющим.

— В этом деле важно доброе отношение к человеку. Мы подолгу разговариваем, потом книгу читаем, — говорит Максар-лама. Иногда посетителей так много, что на территории дацана выстраиваются очереди. Настоятель и гэсгы даже подумывают построить домик для ожидающих, ведь в дуганах тамбуры-подъезды не предусмотрены, а ждать зимой на улице невозможно — холодно. Здесь приветливо встречают всех людей, принимают и туристов. Но зарабатывать на туризме — об этом ламы и не помышляют. — Если туристы приезжают, мы всегда их примем, но мы не бизнесмены и не бизнес-точка. Тяжело смотреть, как некоторые учреждения культуры становятся источником наживы, — вздыхает Максар-лама. — Одна мысль — деньги, и люди из-за этого совсем теряются. Автобусы с туристами приезжают отовсюду. В каникулы было много детей.

Приносят люди водку, молоко в качестве подношения духам, а пустую тару оставляют на крыльце. Однажды ламы не доглядели, не успели убрать мусор, а ребятишки увидели пустые бутылки и переговариваются между собой: «Смотри-смотри, тут пьют». — Хотелось бы попросить людей, чтобы они, после того как побрызгают, забирали посуду с собой, — обращается к прихожанам Максар-лама.

Вскоре у дацана появится штатный тибетолог. В планах служителей — открытие столярной, швейной мастерских и кузнечного цеха. Необходимо достроить ступу, открыть духовную школу для ребятишек. Следующим летом нужно благоустроить территорию храмового комплекса.

По словам Алексея Дмитриева, председателя попечительского совета окружного дацана «Тубдэн Даржилин», на территории сгоревшего буддийского храма, расположенного рядом с Усть-Ордынским, будет создана ферма по разведению коней, овец и прочей живности местных пород.

Расписание хуралов (молебнов) Усть-ордынского дацана «Тубдэн-Даржилин»

25 лунный день (20 ноября) — Баян Намсарай. Главный гений-хранитель, покровитель богатства. Помогает решить финансовые проблемы, дарует богатство, процветание бизнеса, удачу в делах. 30 лунный день (25 ноября) — Мандал шива (поклонение зеленой таре). Молебен посвящен созданию семьи, рождению детей, устранению порчи, сглазов, проклятий. Способствует процветанию семейного очага, быстрому решению проблем.

2 лунный день (27 ноября) — Лхарзай: Гомбо, Чойжал, Лхамо, Жамсран. Хурал посвящен великим гениям-хранителям, которые помогают в сложных ситуациях, разрешении финансовых проблем, защищают от преждевременной смерти, помогают в устранении болезнетворных духов и покровительствуют над воинами. 8 лунный день (3 декабря) — Дамдин Дорлег (черный кузнец) — покровитель кузнецов, ремесленников, людей, занимающихся творчеством. Дает магическую силу для осуществления начатых дел и доведения их до конца. Также оберегает имущество от потерь. 10 лунный день (5 декабря) — Сундуй. Хурал посвящен устранению всех препятствий, гармонизирует тело и душу, создает благотворную взаимосвязь с местными божествами и духами. Также устраняет препятствия умершим в обретении благополучного перерождения. Способствует укреплению жизненной энергии и долголетия. 15 лунный день (10 декабря) — Алтан-гэрэл (сутра золотого света). Хурал предназначен для семейного благополучия, счастья, увеличения семейного достатка. Закрывает двери убыткам. Мы ждем вас ежедневно с 9.00 до 18.00 по адресу пос. Усть-Ордынский, ул. Балдынова, 1д. Принимают ламы-астрологи, эмчи-лама (лекарь тибетской медицины).

В дальнейшем планируется проведение лекций по буддийской философии, медицине и традиционным ремеслам. Для проведения лекций по буддийской философии, медицине приглашены ламы из Индии, Тибета и Монголии. Расписание лекций будет опубликовано дополнительно.

Загрузка...