Впервые за сто лет

В Ахинах отметили белорусский праздник урожая «Дожинки»

В субботу, 8 октября, в селе Ахины Эхирит-Булагатского района отметили белорусский праздник «Дожинки», посвященный окончанию уборки зерновых. Несмотря на то что селу в этом году исполнилось сто лет, в традиционном обряде сбора урожая ахинские белорусы участвовали впервые. Вспомнить старинный обычай им помогли ансамбли «Крывичи» и «Ленушка» из Иркутского товарищества белорусской культуры им. Яна Черского, а также коллектив «Варенички» из Тургеневки Баяндаевского района.

Белорусы научились брызгать

Поскольку проводить обряд нужно обязательно в поле, на котором растет рожь, ахинский фермер Владимир Попов специально оставил часть своего участка нетронутым. Правда, росла на нем не рожь, а овес, но на качестве обряда это не сказалось.

На поле, несмотря на покрапывающий дождь и ветер, собралось около восьмидесяти человек — всем, независимо от национальности, хотелось приобщиться к культурному белорусскому наследию. Инсценировка обряда началась с построения девушек и женщин в ровную колонну, возглавляли которую старшая и младшая жнеи, они же запевали песню. Подходя к кромке, старшая жнея проговаривала ритуальные слова и после них начинала жать — серпом подрезать пучки овса и аккуратно складывать их подле рабочей полосы. Когда охапка становилась пышной, женщина обвязывала ее жгутом из того же скрученного овса и ставила кудрявые снопики вертикально. Позже эти маленькие охапочки соединялись в несколько больших снопов — этим уже могли заниматься и мужчины, которые к самой жатве категорически не допускались. После второй спетой песни к занятию, согласно обычаям, приступали остальные жнеи.

— Когда жатва подходила к завершению, старшая жнея обязательно оставляла на поле куст под «бороду», — прокомментировал действо Олег Рудаков, председатель Иркутского белорусского товарищества. — Младшая жнея пропалывала его с приговорами через льняной платок, поливала водой и по одному, по два колоска срезала серпом. Причем чем дольше она это делала, тем гуще ожидался урожай следующего года. В последние оставшиеся ростки аккуратно заворачивали кусочек хлеба и закапывали в вырытую серпом ямку как пожертвование земле.

— Брызгать надо для хорошего урожая, — заметили ахинские белорусы. — Вот видите — сто лет на этой земле пожили, так и брызгать научились, — констатировал Олег Васильевич.

После уборки хозяину и хозяйке поля жнеями по традиции подносился сноп-господарь и сплетенный венок. Все это сопровождалось добрыми пожеланиями и песнями.

— Сноп этот нельзя молотить, он должен стоять до следующего года, — пояснил Рудаков. — И только весной его можно пустить на корм или другие нужды. Но и на этом обряд на поле не закончился — замыкал жатву дружный хоровод с песнями вокруг снопов, который, как нам пояснили, водят женщины без мужчин, и даже если те будут проситься, их надо отогнать.

 «Морозуля» и краковяк

Вторая часть праздника состоялась в спортивном зале новой Ахинской школы. С приветственными речами выступили заместитель мэра Эхирит-Булагатского района Эдуард Борходоев, глава МО «Ахинское» Галина Багаева, глава МО «Васильевское» Баяндаевского района Татьяна Голик. Директор ОГУК «Центр народного творчества» Вероника Харбанова поблагодарила коллективы за зрелищное и глубоко значимое мероприятие и вручила денежные сертификаты на сумму полторы тысячи рублей Олегу Рудакову, председателю молодежного клуба «Крывичи» Воле Галановой и ансамблю «Варенички» из Тургеневки. Ахинскому коллективу «Веснянки» на двухлетие был вручен сертификат на четыре тысячи рублей, по три тысячи получили ансамбль «Крывичи» и фольклорный коллектив «Ленушка». После награждений неутомимые иркутские белорусы закружили в национальных танцах всех присутствовавших на празднике, преподав мастер-класс.

— Самый древний и простой белорусский танец называется «Морозуля», — вводил в курс танцевальной истории Олег Васильевич, оперативно построив танцоров в широкий круг. — Движения просты, но делать их нужно синхронно. Хлопки должны быть как один. Делаем два шага влево, потом вправо, шаг вперед с левой ноги, два хлопка, шаг назад, два хлопка, и снова два шага влево. Музыка будет постепенно ускоряться. Тот, кто не будет успевать, тот и морозуля, то есть замерзший.

Если с этим танцем участники праздника справились, то собственной неуклюжести и медлительности они смеялись в остальных танцах — польке и польке задом (весь танец поставлен на движениях назад), подэспани, а сложный краковяк и вовсе мало у кого получался. Разучивание танца своей и другой национальности приводило зрителей в восторг.

— Наше товарищество существует уже 15 лет. Работа наша была направлена на то, чтобы объединить белорусов области в одну команду, — говорит Олег Рудаков. — Так мы открываем для себя целые деревни и ансамбли, знакомимся с уникальными людьми. 2011 год стал для нас годом Ахин. Летом мы были здесь на 100-летии, после приезжали разговаривать со старожилами, а сегодня привезли «Дожинки». Белорусский колорит в Ахинах остался, рода сохраняются. Люди помнят о своих корнях, и это самое главное. После жатвы и танцев праздник продолжился за обеденным столом.

Метки:
baikalpress_id:  37 839