Свадебные обряды лучше всего сохранились в Осинском районе

Работники музея района собрали песни у старожилов и собираются издать сборник с нотами

Осинский районный музей участвует в конкурсе среди муниципальных учреждений культуры Иркутской области за достижение наилучших показателей в области культуры и искусства «Музейное Прибайкалье». Проект «Народные песни осинских бурят» готовили заранее. О чем он и каковы шансы Осы на победу, рассказала нашему еженедельнику директор музея Цыренханда Батожапова.

Песни сохранят для потомков

Народные песни — стихотворные произведения, отличающиеся особой плавностью и музыкальностью. Создавали песни во время охоты, пастьбы скота, перекочевки, странствованиям по тайге или степям и по праздникам. Чаще всего бурятские песни — это импровизации. Историки разделяют песни на лирические и воинские, бытовые, эпические и религиозно-нравственные, игровые, застольные и песни-загадки. Песенное творчество бурят является наиболее сохранившейся частью традиционной культуры нашего народа.

— В настоящее время, — отмечает Цыренханда Жамсарановна, — в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель. В обществе исчезает необходимая для существования традиций установка на их сохранение. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения. Поэтому все больше внимания уделяется их сохранению в естественной среде.

Проект осинского районного историко-краеведческого музея «Народные песни осинских бурят» направлен на изучение песенного творчества осинцев в условиях современного общества. Почему музей решил заняться этим проектом?

— Актуальность проекта, — продолжает директор, — объясняется не только познавательным интересом к собственной истории и народной песенной культуре. Он направлен на сохранение и передачу фольклорных традиций подрастающему поколению.

По словам Цыренханды Батожаповой, вначале музейные работники провели обзор литературы по песенному творчеству бурят. Оказалось, что материала недостаточно. Так возникла идея поиска и изучения песенного творчества в отдельных населенных пунктах района.

Девяностолетние певцы

Во время экспедиций сотрудники музея попытались найти живых свидетелей прошлой эпохи. 70—90-летние жители еще помнят и исполняют песни в том виде, в каком они исполнялись в конце XIX — начале XX века.

— При сравнении текстов, ранее записанных, в 1930—1960 годах, и песен, записанных музеем в этом году, мы пришли к выводу, что ни один текст не повторяется, — с глубокой уверенностью говорит директор музея. — Песни разные и по жанру, и по мотивам. Поэтому наша задача — сохранить и передать молодому поколению уникальные тексты.

Первая экспедиция сотрудников музея состоялась осенью прошлого года. Тогда незаменимым собеседником стала Феодосия Хантаковна Ашаханова, жительница села Бильчир. В этом году Цыренханда Батожапова и Евгения Бардамова, хранитель фондов музея, провели еще шесть экспедиций по деревням и селам района: Онгой, Ирхидей, Кутанка, Обуса и Енисей. В результате было собрано несколько сотен песен, из которых на сегодняшний день обработано сто пятьдесят. Каждый старожил внес в копилку музея по десять и более песен.

— Мы собрали свадебные песни, шуточные и песни-пожелания, — говорит директор. — Больше всего песен свадебных. Это связано с тем, что в нашем районе хорошо сохранились свадебные обряды — в том виде, в каком они существовали в старые времена.

— Собрать песни — это одно дело, а вот перенести их на носители — это уже сложнее. Это долгая и кропотливая работа с диктофоном, компьютером, бумагой и ручкой, — отмечает директор музея. — Но уже давно любимое нами дело стоит тех усилий, которые мы прилагаем.

Новый ансамбль

В музее не только собирают песни. Весной этого года для их исполнения был создан фольклорный ансамбль «Алтан булаг», что в переводе с бурятского означает «золотой родник». Ансамбль посещают десять человек, и все женщины.

— Мы очень хотели бы, чтобы в нашем коллективе были и представители сильного пола, — отмечает Цыренханда Жамсарановна. — Ведь те песни, которые мы записали у дедушек, по силам исполнять только мужчинам. Первое выступление ансамбля прошло во время районного Сур-Харбана. Коллектив был тепло встречен зрителям. Мечта участников ансамбля — выступить на международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана-2014» в Чите.

Результатом совместной работы сотрудников музея, старожилов и коллектива ансамбля должно стать издание сборника «Песенное творчество осинских бурят».

— Нам очень хотелось бы, чтобы в сборнике были и ноты, — мечтает директор. — А это сделать очень сложно. Тем не менее в этом нам обещает помочь преподаватель детской школы искусств Айна Цыретарова. Бабушки и дедушки, которые напевали любимые с детства песни сотрудникам музея, очень рады, что песни осинских бурят не будут забыты.

Метки:
baikalpress_id:  15 226