Продавцы подчищают полки

Готовясь к проверкам, предприниматели прячут сомнительный товар

Большинство нарушений качества продуктов специалисты находят в крупных магазинах. В маленьких торговых точках правила соблюдаются чаще. К такому выводу пришли специалисты Усть-Ордынского межрайонного отдела по Осинскому и Боханскому районам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области (Россельхознадзор).

— В больших магазинах чаще фиксируются нарушения, чем в маленьких. Это связано с тем, что крупные магазины закупают продукты большими партиями и порой продавцы не успевают реализовывать товар в установленные сроки. Маленькие же торговые точки приобретают товар мелкими партиями, и продукты у них долго не залеживаются, — говорит Савелий Середкин, государственный инспектор Россельхознадзора по Осинскому и Боханскому районам.

Кстати, в кафе и столовых нарушений при проведении проверок практически не бывает. На мясные полуфабрикаты у владельцев точек общественного питания всегда есть заключение Роспотребнадзора.

— На сегодняшний день, — отмечает Савелий Середкин, — общее количество по двум районам поднадзорных объектов Россельхознадзора — магазинов, столовых, кафе и сельскохозяйственных предприятий — 312. Мы проверяем качество продуктов животного происхождения — окорочка, яйца, мясные продукты и полуфабрикаты, колбасные изделия, а также рыбу.

Как отметил Савелий Сергеевич, некачественная продукция, которая лежит на прилавках магазинов, — это в основном окорочка, куры и яйца. При нарушениях условий хранения, в том числе температурного режима данных продуктов, в них могут появиться болезнетворные бактерии. Например, в курах и окорочках — кишечная палочка, а в яйцах сальмонелла. Нарушение температурного режима — главное нарушение во многих торговых точках. Зачастую в холодильниках и морозильных камерах нет элементарного градусника. А ведь это одно из главных требований при условии хранения продуктов.

Например, колбасы при условиях правильного хранения должны быть реализованы в течение 10—15 суток с момента производства. Разрубленное на куски мясо не должно выставляться на продажу на второй день. Это категорически запрещено требованиями СанПиНа. Но каждый ли магазин соблюдает такие требования?

— Еще одно требование, которое часто нарушают предприниматели, — отсутствие ветеринарных сопроводительных документов и сертификатов качества, — говорит Савелий Середкин. — Ветеринарное свидетельство должно быть абсолютно у всех продуктов животного происхождения, — подчеркивает госинспектор. — Но в 40—50% магазины не могут при проверке представить нам необходимые документы.

Иногда действия предпринимателей доходят до абсурда: продавцы убирают с прилавков все продукты животного происхождения, а на полках лежат только макаронные изделия, крупы, растительное масло и другие продукты промышленного производства.

— Согласно законодательству, мы проводим плановые проверки по распоряжению нашего управления и предупреждаем об этом предпринимателей за три дня до проверки, — сетует Савелий Середкин. — Естественно, те владельцы, которые пренебрегают необходимыми требованиями, успевают все привести в порядок либо подчистить полки магазинов. Еще один минус, который мешает нашей работе, — это то, что проверка может проводиться в определенном магазине один раз в три года. Это очень плохо. Поэтому мы не можем должным образом проверить качество продуктов. А просроченные продукты — это еще одно нарушение магазинов.

Специалисты Россельхознадзора могут провести внеплановую проверку магазинов, но только по письменному заявлению граждан, в котором указываются фамилия, имя, отчество заявителя, название магазина и наименование некачественного продукта.

— Люди, особенно в маленьких населенных пунктах, очень редко жалуются: один-два раза в год, — отмечает собеседник. — Ведь все друг друга знают и ходят постоянно в одни и те же магазины. К тому же не принято в сельской местности отстаивать свои права. К сожалению...

Метки:
baikalpress_id:  51 142