Современные школьники любят читать произведения о семье и деньгах

Как стать лучшим учителем и воспитать хороших учеников, рассказала Ирина Хингеева

Учительница усть-ордынской школы № 1 вошла в список лучших учителей страны. Недавно Министерство образования и науки РФ утвердило список лучших учителей России 2009 года. К Дню учителя 10 тысяч победителей конкурса получат денежные премии в размере 100 тыс. рублей. Заслуженную премию примет и педагог высшей квалификационной категории, учитель русского языка и литературы усть-ордынской школы № 1 Ирина Хингеева, которой единственной от Эхирит-Булагатского района удалось пройти нелегкий конкурсный отбор. О своей учительской деятельности и работе с детьми Ирина Сергеевна рассказала корреспонденту «Окружной правды».

— Ирина Сергеевна, почему вы стали учителем?

— Когда я училась в школе, на селе к учителям относились с большим уважением, преподавание было важным и почитаемым делом, поэтому мои родители хотели видеть меня педагогом. Я могла стать экономистом, даже подавала документы в университет, но потом интуитивно начала заниматься литературой, благодаря этому легко поступила на филологическую специальность в ИГПИ. Дополнительным толчком стала оценка по русскому языку — четверка, единственная в аттестате, а ведь я была отличницей. Видимо, это задело мое самолюбие, и я решила доказать, что могу знать русский язык на «отлично».

— Кто-нибудь из учеников пошел по вашим стопам?

— Я проработала учителем 28 лет. У меня было всего три выпуска, потому что несколько лет я занималась воспитанием собственных детей. Самыми читающими, как это ни странно, были профильные математические классы, в них учатся дети-отличники, которые стараются узнавать больше и многое успевать. В общеобразовательных классах занимаются ученики с более низким уровнем знаний, зато с ними легче общаться; мне кажется, что эти дети более заботливые и внимательные. В прошлом году из моего выпуска пять человек поступили в педагогический университет на разные факультеты — на мою специальность не отважился никто, дети считают ее слишком сложной.

— Учителя-филологи больше любят преподавать что-то одно: либо русский язык, либо литературу. Какой предмет больше нравится вам?

— Русский язык мне дается легче: во время урока думаю только над тем, как подать материал, чтобы дети его хорошо запомнили, чтобы у них появилась орфографическая зоркость. Язык — это правила, изучение которых может казаться несколько скучным, по русскому языку дети должны давать больше конкретных результатов. Литература — это совсем другое воздействие, эмоциональное. На уроках литературы больше обращаешь внимание на воспитательные моменты, это самое важное в данном предмете. Также на уроках литературы дети должны учиться высказывать свои мысли. Конечно, они больше любят слушать, но если ученики мало говорят, это значит, что я что-то неправильно делаю. Свои уроки я строю так: дети работают, а я только руковожу, подсказываю правильный курс. Мой успех обусловлен только успехами моих детей, и если я победила в конкурсе, то это победа и моих учеников, за что я им очень благодарна. Они меня двигают вперед: я боюсь быть некомпетентной, чего-то не знать, стараюсь не отстать от них. Благодаря этому стимулу освоила компьютер.

— В каких литературных темах интересы детей разных поколений совпадают? Какие произведения привлекают современных детей?

— Дети любят читать и учить стихи Александра Пушкина, интересны им произведения этического и правового характера, поэтому многим близок Достоевский, особенно «Преступление и наказание». Всех трогает тема Великой Отечественной войны, в последнее время учеников интересует тема семьи, которую они с интересом разбирают на примере произведений «Война и мир» Льва Толстого и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. Большинству нравится семья Ростовых; щедринская Арина Родионовна, скупавшая земли по низкой цене, также вызывает симпатию у современных детей, они считают, что наследство и собственность — это хорошо. Произошла переоценка ценностей, деньги стали добром, и я не могу с ними не согласиться, ведь ученики должны хоть к чему-то стремиться.

— Какие произведения вы преподаете с особой любовью?

— Нравится Салтыков-Щедрин, его сказки, одно время очень Горьким увлекалась, нравится наш Валентин Распутин, Александр Вампилов, обожаю Чингиза Айтматова, дети относятся к нему с большим интересом, этот автор оказывает сильное эмоциональное воздействие. Мне нравятся произведения, которые могут расшевелить душу человека; если дети взволнованы, значит, я чего-то добилась, а равнодушия на своих уроках я боюсь.

— Ирина Сергеевна, «лучший учитель» — это какой учитель? Что нужно сделать, чтобы добиться этого высокого звания?

— Чтобы стать хорошим педагогом, нужна благоприятная атмосфера в школе. Если школьная администрация занимается внедрением инноваций, тогда в ней обязательно будут лучшие учителя. Меня настраивали на конкурс, коллектив очень поддерживал. Мои уроки отвечают современным требованиям, есть результаты у детей. Важен гуманный подход к детям, их надо любить и уважать, доверять им. Главная моя черта, как отмечают сами ученики, — доброта, поскольку мой девиз «Ты можешь», а не «Ты должен», авторитарную модель я не признаю. Общение и взаимодействие с учеником — вот к чему должен стремиться учитель.

Ирину Сергеевну с победой в конкурсе поздравляют выпускники 2001 года и признают, что во многом благодаря ее урокам из них выросли довольно неплохие люди.

Также в состав лучших учителей этого года вошли 9 учителей из других районов Усть-Ордынского Бурятского округа: учитель начальных классов из Баяндаевского района Людмила Алсаева, учитель истории из Нукутского района Александр Баторов, учитель химии из Кахинской школы Лилия Биртанова, учитель биологии из Боханского района Татьяна Коняева, учитель начальных классов из Аларского района Галина Левошко, учитель истории из Осинского района Юрий Тельнов, учитель истории из Боханского района Марина Тулохонова, учитель начальных классов из Нукутского района Светлана Улаханова, учитель русского языка и литературы из Нукутского района Татьяна Шайхутдинова.

Метки:
baikalpress_id:  11 687