Житель Бохана пишет летопись бурятского народа

После выхода на пенсию Алексей Башитов начал работу в архивах Улан-Удэ

Алексей Башитов родился и вырос в Бохане. Он с детства интересовался историей своего народа, любил слушать предания о родной земле. Алексей Данилович всю жизнь проработал инженером в Улан-Удэ. После выхода на пенсию у него наконец-то появилось свободное время для того, чтобы заняться сбором информации о жизни наших предков. Алексей Башитов живет в Бохане, но часто ездит в столицу Бурятии. Там есть возможность воспользоваться архивными документами и научными трудами выдающихся ученых. Алексей Данилович хочет, чтобы историю бурятского народа знали все. Именно поэтому он обратился в редакцию «Окружной правды» с просьбой напечатать материал, который ему удалось собрать. В течение нескольких номеров мы будем публиковать интересные факты, найденные исследователем из Бохана.

Люди леса

Лесные монголоязычные племена проникли на территорию Прибайкалья не позднее середины первого тысячелетия нашей эры. Эти племена составили основу бурят. В древнетюркское время они входили в состав племенного союза байрку и находились в течение нескольких столетий в тесном окружении тюркской этнической среды. Это отразилось на культуре и языке западных бурят. Период с XIII по XVII век оказался во многом определяющим для характера и особенностей языка и культуры бурятского языка.

До сих пор остаются загадкой происхождение и первоначальный смысл слова «бурят». Впервые это название появляется в монгольской летописи 1240 г. «Сокровенное сказание», повествующее о том, что в 1207 г. сын Чингисхана Джучи подчинил ойратов, бурят (бураад), бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов. Историк Зориктуев считает, что название «бураад» возникло от словосочетания «люди леса», от монгольского «бура» — «густой лес», которым степные монголы еще в XIII веке обозначали лесные племена Прибайкалья. В Прибайкалье проживало в тесном союзе два племени бурятского народа — эхириты и булагаты. Эхириты расселились в верховьях Лены: Качугский, Баяндаевский, Ольхонский, Эхирит-Булагатский районы. Булагаты расселились от Косой Степи до Бугульдейки и Голоустной, в Эхирит-Булагатском, Боханском, Осинском, Усть-Удинском, Аларском, Нукутском, Нижнеудинском районах и вдоль трассы современного Московского тракта.

Буряты, жившие вдоль реки Эрхэ, под натиском русских вынуждены были покинуть свои богатые места и уйти в Тункинскую долину, Закамну, Иволгинский, Селенгинский районы, в Монголию. Сейчас три рода булагатов проживают в Тунке, два — в Закамне. Но предания о тех местах остались в памяти народа до сих пор. Существует бурятская легенда: в седой Байкал впадает около 360 рек (сыновей), только одна река Эрхэ (капризная) течет на север, неся свои воды дочери седого Байкала, красавице Ангаре.

Существует гипотеза, что индейцы ушли из Центральной Азии по Беринговому перешейку на американский континент. В 70-х годах прошлого века была создана советско-американская научная экспедиция. Советскую сторону возглавлял академик Окладников. Чтобы доказать эту гипотезу, делались раскопки на Ольхоне, в Монголии, Аризоне, на Аляске. Ученые пришли к выводу, что из десяти найденных на территориях разных стран захоронений девять сходятся по чеканкам, резьбе на ножах, седлах, по изготовлению луков и стрел. Однако в угоду советской идеологии академик Окладников утверждал, что буряты не относятся к монголоязычным племенам. Современным ученым еще предстоит выяснить родство бурятских и индейских племен.

На охоту выходили даже женщины

У прибайкальских бурят с древнейших времен проводились зээгэтэ аба (облавные охоты) и загаа барьха (рыбалка). Облавные охоты проводились в холодное время года. К охоте начинали готовиться еще летом: откармливали лошадей, готовили съестные припасы, чинили или делали новые луки, стрелы, колчаны, учили молодежь правилам добычи зверя.

От каждого рода на охоту отряжали одного из работоспособных мужчин. Наряду с мужчинами в охоте принимали участие молодые замужние женщины и девушки. Охотники были вооружены луком и стрелами, мечами и копьями. Луки изготовляли из рогов сохатого, изюбра, быка, а тетиву из бычьего сухожилия. Наши предки могли поразить цель до 500—600 метров. Стрелам приписывалась особая магическая сила, к ним нельзя было прикасаться без необходимости. Каждый охотник имел тридцать стрел, которые хранились в колчане. На охоту собиралось несколько тысяч человек. Руководителем был тубшин (распорядитель охоты), галшины (начальники родового огнища), гаршины (начальники флангов), газаршины (знатоки мест охоты). Продолжительность облавных охот была различной. Некоторые длились до сорока дней. Едва наступала поздняя осень, тубшин рассылал гонцов, чтобы подтвердить время и место охоты.

Важную роль в охоте играли шаманы. Перед выездом на зээгэтэ аба совершали особый обряд сасали с просьбой об удаче на охоте. Зээгэтэ аба начинались с разбивки охотников на два крыла, в центре был тубшин со своим родом и знатью. Крылья должны были охватить до 100 км. Попавших в круг зверей убивали либо стрелами из лука, либо копьями. Мясо делилось между всеми участниками. После завершения охоты разводили костры, готовили вкусную еду. Старейшины исполняли улигеры, прославляющие подвиги эпических героев, а молодежь танцевала ехор у костра.

Также было распространено рыболовство. Буряты, жившие по берегам Байкала, Ангары, Лены, ловили рыбу разными способами: удили, неводили, били острогой, ставили сети. В качестве снастей использовали гур из прутьев тальника, сеть из конских волос, удочки, остроги. Наши предки лучили рыбу — приготовляли смолистые лучины, которые связывали большими пучками, а потом в темную ночь выходили к реке и зажигали лучины, освещали дно реки. Основой хозяйства было кочевое скотоводство. Главную роль отводили лошади — как наиболее подвижной из всех видов скота. У большинства хозяйств были зимники (убэлжоон) и летники (зуралан). Перекочевки совершали два раза в год.

Размеры скотоводческого хозяйства были разными. К бедным относились хозяйства, где держали по три-четыре коровы с приплодом, трех коней, около десяти овец с приплодом и хотя бы пару волов для перевозки сена, дров и кочевок. Средний бурят (около 30—40% населения) имел семьдесят баранов, до пятидесяти голов крупного рогатого скота и до десяти лошадей. У богатых было двести баранов, до ста голов крупного рогатого скота и сто лошадей.

Существует предание о том, что в старину богатые буряты, желая узнать об увеличении поголовья скота, весной и осенью загоняли его в лощину или падь. Если осенью весь скот полностью не входил в них, то прирост считался значительным.

Крупные скотоводы, имевшие по нескольку тысяч лошадей, овец, крупного рогатого скота, кочевали 10—12 раз в год, так как чем больше скота, тем больше нужно было земли для выпаса.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments