Музыка бурятских степей на иркутской земле

История эта началась осенью 2006 г., когда на базе Иркутской государственной сельскохозяйственной академии был создан бурятский фольклорный ансамбль «Найдал». Его задачей стало сохранить все то лучшее, что создано народом, его самобытное искусство, сберечь фольклорные, танцевальные, песенные сокровища, делая их элементом современной культуры. Сейчас у творческих руководителей ансамбля большие планы: создание рок-этно-группы.

Все изменил национальный костюм

Руководитель коллектива Оксана Шагдарова родом из Читинской области, но с малых лет живет в Иркутске. Не ощущала особой тяги к своим корням, до 25 лет не знала родного языка.

— В 2000 г. агинские буряты организовали свое землячество и пригласили меня с родителями, — рассказывает Оксана. — Там я впервые надела национальный бурятский костюм и буквально почувствовала зов предков. Произошло осознание себя как частицы бурятского народа. Когда у вас появится возможность надеть свой традиционный национальный костюм — не отказывайтесь! Внутри что-то пробуждается, в корне меняется мировоззрение, отношение к родной земле, к ее традициям.

По словам Оксаны, до этого момента у нее не было потребности изучать культуру Бурятии. В музыкальном училище — русская классика, потом учеба в Свердловской консерватории. И лишь поступление в Бурятскую академию культуры на специальность «Руководитель этнокультурного центра, фольклорист-этнограф» изменило всю дальнейшую жизнь — личную и творческую. В академии Оксана познакомилась со своим суженым Солбоном Жамбаловым. Выяснилось, что Солбон также полон творческих планов, связанных с бурятским фольклором и его популяризацией.

Горловое пение и звуки природы

Солбон увлекается горловым пением, столь популярным сегодня в мире. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель воспроизводит две ноты одновременно, образуя своеобразное двухголосое соло. Важную роль здесь играет подражание звукам природы: реву медведя, быка, мычанию теленка, свисту в горах и тому подобное.

В январе 2007 г. Солбон при эстетическом центре школы № 2 п. Усть-Ордынского создал студию горлового пения. Большую поддержку в ее организации ему оказали директор и завуч школы. Сначала приходили заниматься учащиеся старших классов, но сейчас туда потянулись дети, которые просто хотят петь бурятские песни.

— Недавно пришел пятиклассник, — рассказывает руководитель студии, — настоящий самородок, который знает много таких песен, поет их с душой. Его бабушка научила с детства.

Русские парни в бурятском ансамбле

В этом же году изменилось многое в творческой жизни Оксаны Шагдаровой. В начале декабря обновился и расширился состав ее коллектива, сейчас их 18 человек, а совсем скоро будет около 25. Это студенты-первокурсники вузов Иркутска.

— Пришли даже трое русских парней заниматься в бурятском ансамбле, — говорит Оксана. — Мы их взяли, потому что если человеку это интересно, нужно, то нельзя ему отказывать.

Кроме направления деятельности решили сменить и название, сейчас оно звучит как фольклорно-хореографический ансамбль «Алтан сээргэ» (в переводе с бур. «Золотая коновязь». — Прим. авт.). Но по-прежнему основой своей работы Оксана считает изучение фольклора во всех видах, донесение результатов этого труда до слушателя.

— Нам хочется, — рассказывает Оксана, — осваивать национальные обряды и обычаи и трансформировать все это в фольклорный театр. В перспективе на ближайшее будущее это самая интересная форма работы.

Бурятский рок

У Солбона и Оксаны есть проект: формирование этно-рок-группы. Бурятские народные песни в рок-обработке. Сейчас этническая музыка на пике популярности в мире, и иркутские музыканты не отстают, ведь главное ее достоинство в том, что, пройдя сквозь века, она сохранила уникальность и характерные черты народа, ее создавшего.

В группе есть уже два специальных инструмента: морин-хур и лимба (духовой инструмент типа флейты). Про морин-хур Солбон рассказал легенду: — У одного мальчика-сироты был жеребенок, который вырос и стал побеждать на скачках. Коня захотел купить богач, только мальчик отказал ему. В отместку богач убил коня. Мальчик в память о своем скакуне взял себе его хвост, вырезал из дерева голову коня, натянул конский волос вместо струны, согнул стрелу — получился смычок. Так родился инструмент, с помощью которого мальчик вернул себе своего друга.

Метки:
baikalpress_id:  37 272