Ключ к мировой цивилизации находится в Саянах

Очередная встреча с известным ученым-монголоведом Владимиром Вячеславовичем Свининым меня удивила и порадовала. Ученый получил из Монголии новые знаки признания: на лацкане пиджака знак «Отличник науки и культуры Монголии», Золотой знак им. Ю.Цеденбала. Также исследователю вручили диплом зарубежного академика Академии наук Монголии. Владимир Свинин известен своими работами по изучению исторического прошлого Монголии и подготовке местных специалистов. Сейчас ученый занят исследованием истории, культуры и этнографии самого маленького народа Восточных Саян — тофов.

— Несколько причин заставили меня согласиться с предложением областного центра народного творчества и досуга помочь им в редактировании материалов экспедиций в Тофаларию. Во-первых, я уже редактировал монографию о тофах Л.В.Мельниковой. Во-вторых, я читал курс этнографии охотничьих народов на охотоведческом факультете ИСХИ, знаком с основными хозяйственными проблемами. В-третьих, тофы — соседи нижнеудинских и тункинских бурят, северные соседи монголов. Надо помнить, что граница России и Монголии до 20-х годов проходила через Саяны. Это также сказывалось на культуре тофов. Такие же народы есть в современной Монголии — в районе озера Хубсугул и на крайнем западе Монголии. И в замечательном памятнике, «Сокровенном сказании» монголов XIII века, тоже есть рассказ о таком же племени на родине Чингисхана, и еще имеется рассказ о покорении лесных народов сыном Чжочи, которые отданы ему были Чингисханом в подданство. Язык тофов содержит много монголизмов. Достаточно сказать, что название «Тофалария» тоже с бурятским следом. Распространенный бурятский суффикс «лар» говорит о том, что русские познакомились с тофаларами через бурят, так как до прихода русских буряты собирали дань с тофов. И населенный поселок, и река Гутара на бурятском означает тотемное животное племени эхиритов, рыбу налим.

— Есть мнение, которое высказывают некоторые ученые: у тофаларов культура уже русская, европейская.

— Да, такие возгласы срываются с уст пожилых людей. И некоторые ученые подхватывают такое мнение. Я же смотрю оптимистически. Ученым надо докапываться до сути, собирать все по крупицам. Этнография — наука коварная, вся культура состоит из мелочей. Чем больше мелочей соберешь, тем богаче оказывается культура. В 1990—1991 гг. по инициативе областной и районной администраций областной центр народного творчества выслал к тофам на неделю небольшой десант, чтобы определиться, как можно возродить их культуру. Они выявили группу носителей культуры, на которых можно было бы опереться, и решили провести массовый летний праздник Аргамчи-ыры, что-то вроде нашего бурятского Сур-Харбана. Праздник стимулировал интерес к культуре. Вчерашние немногословные собеседники вдруг активизировались: они пели, плясали, рассказывали сказки и былички. Форма очень активная и удачная для возрождения культурных традиций. И русские люди с интересом втягиваются в местные культурные навыки. Если говорить об ученых, то многие сотни людей с большим интересом изучают обычаи тофов. Проявляют интерес и зарубежные ученые: немцы, датчане, финны, венгры и американцы. И каждый находит что-то свое. Ведь европейская культура и цивилизация очень рано прошла этап племенной и родовой, она столкнулась с ним только во время великих географических открытий. Многие ранние страницы очень темны и неясны у греков, римлян, германцев, французов, если будешь плохо знать родовой строй. И это еще одна причина, почему я занимаюсь культурой тофалар. Я надеюсь, что этнографические знания дадут ключ к пониманию многих сложных вопросов мировой культуры и цивилизации.

— Какой путь в своем развитии избрали тофы?

— В науке утвердилась схема: сначала род и племя — культуры охотников и рыболовов; затем племя и союз племен — культуры кочевников, древние государства и кочевые цивилизации — знаменитые гунны, тюрки, уйгуры, кидане, и «бич Божий» — империя Чингисхана, формирование этноса монголов. Наконец, формирование государств — это уже цивилизационный процесс. Строительство городов, изобретение письменностей, формирование мировых религий и научных знаний — египетская, античная, китайская, индийская — зарождение земледелия, земледельческая цивилизация. Культура тофов стоит в этой схеме у самого начала. Тофы ничего этого «не проходили». У них не было городов и архитектурных шедевров, не было скотоводства, не было письменности, но кочевые общества были рядом. В благословенный Китай, как свидетельствуют летописи, тофы отправляли посольства в 647 году. Некоторые ученые предполагают, что одомашнивание оленя у тофов происходило под влиянием скотоводства у соседей, а лошадей они получали от бурят.

— Исчезнет ли этнос тофов, может ли сейчас потеряться что-то специфическое, что приведет к потере этнической памяти?

— Как видим, этнос тофов достаточно древний, о нем появляются сведения начиная с VII века. Некоторые социологи с удивлением замечают, что даже в смешанных семьях дети называют себя тофами. Можно сказать, что этническое сознание, менталитет тофов очень устойчивые. Насколько долго это продержится — время покажет. Это в первую очередь зависит от воспитания родителей, от школы и учреждений культуры — библиотек, клубов, центров культуры. Надо сказать, что задел ученых очень большой, и если освоить весь интеллектуальный багаж, культура тофов будет жить вечно! Еще недавно в этнографической науке муссировалась тема — потеря тофами своего языка. В тот самый момент, когда областной центр народного творчества и досуга издавал букварь, словарь, фольклорный сборник сказок и песен В.И.Рассадина, а в школах и детских садах Тофаларии начали изучать родной язык. Мы теперь на самом деле стоим у обратного процесса. Это особенно показал летний праздник Аргамчи-ыры, многие номера соревнования проходили на языке тофов: песни тофов, сказки, пословицы. И ведущая праздника говорила на тофаларском языке! Центр народного творчества издал нотный сборник «Тофаларские народные песни» композитора А.Стоянова. Этот сборник получился настоящим подарком для тофов и очень популярен среди них. Областной центр готовит новые материалы по культуре тофов, и все они будут способствовать возрождению их культуры. Необходимо подчеркнуть: все, что делается, полностью согласуется с правительственной концепцией национальной политики Российской Федерации 1996 года.

— Какой путь прогрессивен? Что лучше: тофы-кочевники или оседлые жители?

— Для мировой цивилизации лучше всего развитая культура тофов. Тогда мировая культура будет обогащаться. Стирание, нивелирование культурных особенностей обедняет культуру, вызывает протест молодежи против глобализма. Ученые XIX века были потрясены обстановкой чума. Считалось, что такая жизнь ведет к смертности людей. Настоятельно рекомендовали переход к оседлости. Это процесс спорный. В 30-е годы началось строительство культбазы: школы, библиотеки, больницы, магазина, органов власти. Вокруг этого очага начали строить жилища семьи тофов. Переход к оседлой жизни происходил болезненно. Женщины и дети жили оседло, мужчины-охотники кочевали традиционными маршрутами, выражаясь современным языком — работали вахтовым методом. Жили в чуме или брезентовой палатке. В бытовом плане это неудобно. Но никакой альтернативы не придумано. Будем надеяться на народное творчество и народную смекалку.

Метки:
baikalpress_id:  7 995
Загрузка...