В Иваническом дети поют вепсские песни

Все началось с трофейного немецкого аккордеона

Ансамбль, хор и музыкальная школа в одном муниципальном образовании. В селе Иваническом Аларского района детей учат играть на аккордеоне и петь песни на бурятском, русском и даже на вепсском языке. Преподаватель музыки, руководитель ансамбля и хора Ольга Ротфорт, вепс в третьем поколении, возрождает фольклор своего народа. Школе не хватает музыкальных инструментов, занятия проводятся индивидуально, уроки заканчиваются поздно, но это не мешает детям ходить в музыкальную школу пешком за несколько километров. Юных музыкантов ждут концерты на праздниках и ярмарках.

Вепсам посвящается

История создания настоящей музыкальной школы в селе Иваническом связана с вепсами и их культурой. Дни села, посвященные этой, теперь уже малочисленной, нации, проходят ежегодно в Аларском районе. На одном из таких праздников и прозвучало впервые предложение открыть в Иваническом филиал Кутуликской музыкальной школы. Артисты из Иванического на всех выступлениях класс показывают, их ансамбль "Березонька" и поет, и танцует. Инструмент есть - аккордеон неплохой, занимаются в здании сельского Дома культуры. А главное - человек есть, который может и хочет с детьми работать. Ольга Александровна Ротфорт, вепс в третьем поколении, сразу поняла: это идеальная возможность спасти культуру вепсов, возродить давно забытый фольклор.

Впервые она услышала звуки аккордеона, будучи девятилетней девочкой, в доме своего отца Александра Ульянова (об Александре Сергеевиче Ульянове уже рассказывала "Окружная правда").

- К отцу моему, Александру Ульянову, часто приходил его друг, житель города Ангарска Валентин Иванович Ломанов, и приносил с собой аккордеон. Это был настоящий немецкий трофейный аккордеон. Он играл, а я садилась напротив и слушала. Звуки завораживали, - вспоминает свое детство Ольга Александровна. - Тогда-то родители заметили, что их дочку тянет к музыке, и отправили меня в музыкальную школу. В 1969 году мы переехали в Усть-Кут, там я доучивалась в шестилетке. Назад отступать не хотелось, дорога была одна: в музыкальное училище. Окончив школу, поступила в училище на класс аккордеона. Много лет работала в детских садах. И только три года назад потянуло к родным, к земле. Мой отец тогда жил здесь, в Иваническом. Поначалу в селе было тяжело - работы не было, но потом все же устроилась художественным руководителем в местный Дом культуры. Активно участвовали во всех мероприятиях районного значения и, конечно, в праздниках, посвященных культуре вепсов. Один из таких дней вепсской культуры проходил летом 2005 года в Кутулике. Идею открытия музыкальной школы не раз подсказывал мне отец, вынашивалась она долго. Там, на празднике, мы обсудили эту идею с руководителем отдела культуры Аларского района. Тогда эту должность занимала Надежда Васильевна Степанова. Она много сделала для того, чтобы мечта моего отца осуществилась. Вопрос о финансировании открытия школы поддержали на заседании районной думы. Три месяца мы утрясали все организационные вопросы, помогали коллеги из Кутулика.

Набрать детей в первую группу музыкальной школы оказалось не так сложно - объявления о наборе в музыкальную школу развешивали в школе и раздавали при встрече. Желающих было много. Намного труднее было удержать ребятишек. Многие думают, что научиться играть легко, на самом же деле этому можно учиться всю жизнь. Но работа все же пошла. Из года в год школьники приходят, многие отсеиваются. Зато остаются те, кто не боится настоящих трудностей. Сегодня такой костяк музыкальной школы составляют десять постоянных учеников Ольги Александровны, им от 10 до 15 лет. Все они занимаются в ансамбле и поют в хоре. Параллельно в музыкальной школе изучают культуру вепсов - отчасти для этого и была создана Иваническая музыкальная школа.

Специально из Петрозаводска выписали букварь вепсского языка. Учить этот непростой язык - дело ответственное. Однако детей поначалу смешили незнакомые звуки - вепсские песни дети встречали смехом. Постепенно привыкли, теперь даже сами предпочитают исполнять именно эти песни, хотя в репертуаре есть и русские, и бурятские.

Инструментов не хватает

В помещении музыкальной школы тепло и уютно, в тишине раздаются звуки, рожденные пока еще робкими движениями маленьких пальчиков. Даша Паутова, ученица шестого класса, занимается лишь первый год, но уже играет произведения Моцарта и Шуберта. Ольга Александровна ее хвалит - говорит, очень способная девочка. Все трудности еще впереди - лишь бы не разочаровалась. Твердость духа нужна и музыканту. Даша, по ее характеру, замечательно играет задорные марши, а Полине Артюховой даются сложные лирические композиции. Талантливых девчонок сразу видно - первый год только учится музыке пятиклассница Юля Нюпенко, а уже заставила родителей купить ей аккордеон, дома разучивает песни, которые нравятся ей самой.

- Благодаря музыке девчонки взрослеют быстро, становятся серьезнее, - считает педагог. - Как правило, в таком возрасте о своем будущем еще не задумываются, но Оля Кучкина уже точно знает, что после школы будет поступать в музыкальное училище. Бабушка пообещала ей подарить аккордеон, если она проучится два года. Второй год заканчивается, девочка полна надежд. Приятно видеть, что даром труд не пропадает. Я всю жизнь учила музыке детей и ни разу не пожалела об этом. Свою приемную дочку Настю, которой сейчас шесть лет, обязательно приведу в музыкальную школу - будет заниматься хором. Настенька немножко картавит - пение поможет, ведь песни даже заикание лечат.

Две проблемы школы волнуют преподавателя Иванической музыкальной школы Ольгу Ротфорт - проблемы серьезные, поскольку полностью зависят от финансирования.

- Во-первых, у нас очень мало инструментов, - рассказывает Ольга Александровна. - Я могу детей учить играть и на фортепиано, и на баяне, а у нас только аккордеон.

Когда школа только открывалась, в планах было приобретение других музыкальных инструментов, но эти планы пока остались неосуществленными. Да и ребятишкам сложно учиться на одном аккордеоне. Даже неновый инструмент стоит дорого.

Другая проблема - автобусное сообщение между Иваническим и другими деревнями. В обычную среднюю школу детей доставляет автобус, а после занятий, в обед, развозит по домам. К тому же зимой темнеет рано, все хотят отзаниматься пораньше. Приходится подгонять расписание под желания детей и их родителей. Зато суббота - полностью наш день. С утра до вечера, одно занятие за другим...

Детей, желающих учиться музыке, много и в Отрадном, и в Шалотах, и в Кирке. Ребятишкам некуда пойти, нечем заняться. Два-три километра - для ребенка солидное расстояние. В таких испытаниях и проявляется тяга ребенка к знаниям. Даша Пахахинова ходит в музыкальную школу пешком из деревни Шалоты. Один мальчик из села Отрадного хотел учиться музыке, но его сдержало именно расстояние - больше трех километров. Жаль, что из-за подобных проблем страдают дети.

Метки:
baikalpress_id:  6 894