Аталган и Боржонто

Священные места Курумчинской долины

В Баяндаевском районе когда-то было пять улусов с одноименным названием Бахай. Теперь два - и те заброшены. Священные места здесь следуют один за другим по всей Курумчинской долине. Может, потому и Курумчу по-другому называют еще Золотой долиной. Около десяти лет назад иркутская телекомпания АИСТ по заказу ЮНЕСКО снимала в этих местах документальный фильм, который получил название "Духи Золотой долины". На помощь призвали всех шаманов района - 16 из них отказались сотрудничать, 17 (за исключением троих промолчавших), поразмыслив, дали добро: "Нет такого закона, запрещающего снимать..." Требовалась только защита - разрешение духов.

С этой целью телевизионщиков, группу примерно из 15 человек, провезли по святым местам, где под руководством шамана воздали должное эжинам - хозяевам мест. Покапали по борсяшкам возле речки Каменки, между Загатуем и Бахаем.

Подъезжая к самым святым местам долины - горе Аталган и гроту Боржонто - телевизионщики тем не менее не были уверены, что здесь им будет позволено снимать. Насколько священны эти места, чувствовалось даже по той серьезности, что появилась вдруг на лице бахайского шамана Георгия Марковича Александрова. Вести здесь себя нужно спокойно, почти отрешенно, не разговаривать и только слушать шамана. Машины были оставлены далеко на подъезде к горе, шаман тем не менее обратился к духам за прощением: "Извините их. Они приехали на стальных конях за неимением естественных четырехногих лошадок..." Он долго беседовал с духами, молился. Наконец повернулся к собравшимся и кивнул: "H`атхай!" ("Одобрили!")

Последний шаман

Бывший совхозный механизатор и киномеханик Георгий Александров в молодости служил в Даурии в армейской разведке. На границе с Китаем в ту пору было неспокойно - вооруженные конфликты возникали задолго до острова Даманского. И однажды во время очередной заварушки Александров, не надевший на голову шлемофона, был контужен выстрелом из орудия боевой машины. Долго лежал в госпитале, но слух - тот, что был у него раньше, - уже не вернулся. В глухоте нет ничего хорошего, но она же, как ни странно, и привела его к шаманству: он стал лучше слышать самого себя, природу и то, что обычный человек по определению не может слышать, - голоса духов.

Среди предков Александрова были шаманы, и это как бы давало ему дополнительное право на проведение религиозных обрядов. В Бахае к тому же других шаманов не было, и местные старейшины почти единодушно подтвердили привилегию Александрова на общение с духами. Тем не менее к большим шаманам он себя никогда не причислял - к таким, как были когда-то в бахайских улусах. Одним из самых известных шаманов этих мест в достопамятные времена был некто Петхоп. Он мог многое, даже на погоду влиять. И именно он, по преданию, определил и обустроил главные святыни местности - гору Аталган и грот Боржонто.

Легенда о живой воде

О том, что человек обитал в районе нынешнего Бахая-2 задолго до появления здесь бурят, свидетельствовали теперь уже утраченные Курыканские писаницы. Да и было бы странно, если бы человек прошел мимо этих живописных мест: с одной стороны горы - Малан-ула, Малый Аталган, Аталган с многочисленными ручьями чистейшей воды, а с другой плодородная равнина, пересекаемая речкой Каменкой, впадающей в реку Мурино.

На расстоянии полутора километров, из Бахая, Аталган не производит впечатления величественности, хотя, как утверждает местный старейшина Василий Запханов, высота горы от подошвы до макушки составляет 300 метров - лишь двух метров не хватает до километра над уровнем моря. Примерно на полпути в гору находится отвесная каменная стена, и прямым ходом без специальных приспособлений к вершине не добраться. В ясную погоду на горе виден маяк, который в начале прошлого века здесь установили геодезисты, обозначив тем самым одну из трех точек священного треугольника эхиритов (об этом уже рассказывалось в № 17 "Окружной правды" от 4 мая 2006 года).

Во время войны в Бахае прошел небывалый дождь, несколько изменивший ландшафт вокруг священной горы. У ее подножия намыло обрыв, он поглотил часть березняка, который в более позднее время под корень изведут уже люди. Обмелел ручей, имеющий, по мнению старожилов, животворную силу. На горе, по преданию, то и дело находили источники с живой водой. Одна из самых известных легенд об Аталгане рассказывает о том, как некий охотник Мансае-ходон во время преследования раненой косули по горе набрел на лужицу с живой водой. Испить из нее охотнику было некогда, и он решил пометить место, бросив возле лужицы свою шапку. Но, вернувшись после охоты к обозначенному месту, воды он уже не нашел. Заметил только ворона, сидящего на сосне с его шапкой в клюве. Охотник прожил обычную жизнь, а ворон - 300 лет. Живую воду, верят старики, можно и сегодня найти на Аталгане. Только вот нужна ли она? Лучше уж прожить одну достойную жизнь, чем 300 лет коптить небо. Почти по Горькому.

Седовласый старец

На горе Аталган летом ежегодно проводятся тайлаганы, но доступ сюда, по крайней мере мужской части местного населения, возможен в любое время года, не ограничен. Другое дело грот Боржонто, находящийся в низине за горой Аталган. Это сугубо шаманское место. Подойти к нему можно лишь с разрешения духов и в сопровождении шамана, как это было с телевизионщиками. Тот, кто нарушает это правило, потом кается...

В советские времена, рассказывают, приезжие шабашники с Кавказа и Украины решили добывать в окрестностях Боржонто плиточник для нужд строительства. Один из них как-то зашел в пещеру и присел на камень, чтобы покурить. Но не успел он достать сигарету, как откуда-то возник седовласый старец. Молча, словно по воздуху, он приблизился к строителю. В дымчатых глазах старика читался укор, и смутившийся строитель, не зная, что сказать, протянул пачку с табаком: "Может, закуришь?" Старик тут же исчез, а строителя охватил такой страх, что он, выскочив из пещеры, пробежал без остановки около 20 километров, пока не нашел шамана, который посоветовал ему покаяться и принести жертву духам горы и грота. Строитель сделал все, как велели, но до самого отъезда его одолевали видения и страхи.

Грот Боржонто - естественное образование, пещера около 20 метров в длину, но сотворена она природой словно специально для человеческих поклонений. По стенам пещеры расположены полочки из оседающего плиточника, а снаружи находится природное сооружение, напоминающее каменную юрту. Есть мнение, что здесь находится портал, соединяющий миры живых и духов. Седовласого старца здесь видел не только приезжий строитель, но и другие люди. Рассказывают, как у одного охотника, промышлявшего в окрестностях Боржонто, в грот забежала собака, и сколько он ее потом ни звал - так больше и не появилась.

Несмотря на устрашающие рассказы старожилов, современный человек все ближе и ближе подходит к Боржонто. В Бахае обсуждают последнюю новость: будто бы предприниматель из Иркутска приобрел в собственность окрестные земли, включая гору Аталган и грот Боржонто. Так это или иначе, решили старики, но посещать святые места им никто не запретит. Как молились здесь, так и будут.

Метки:
baikalpress_id:  36 741