Священные родники Шардая

Коренные жители бурятского улуса уверены, что несчастья Покровского пруда - возмездие богов

Покровский пруд - источник неприятностей для жителей поселка Баяндай, деревень Шехаргун и Покровка. Вода приносит беды местным жителям и летом, и зимой. В жаркое время озеро губит людей, которые ищут прохлады и отдыха на его берегу, а зимние паводки оставляют людей без запасов на зиму. "Окружная правда" уже рассказывала своим читателям о том, как почти каждую зиму население райцентра и близлежащих деревень спасает свои дома от наводнений. Коренные жители улуса Шехаргун, который расположен на берегу пруда, называют свою деревню на бурятский лад - Шардай. Они уверены, что все беды от Покровского пруда насылают на людей боги. Шардайцы просят убрать плотину на Покровском пруду и освободить священные родники.

Плотина

Покровский пруд в Баяндаевском районе - не творенье природы. Он появился благодаря людям. В 1976 году на небольшой речке, которую местные называют Унхыр, бригада приезжих рабочих соорудила запруду. Потом ее отсыпали до размеров плотины. Пруд, созданный для орошения полей, и сейчас считается одним из самых крупных в округе. Его глубина достигает 11 метров. По своему прямому назначению пруд использовался недолго - насосная станция для полива полей работала всего три года. Потом поля пришли в запустение, и необходимость в поливке отпала. Насосную станцию разграбили, украли трубы и линии электропередачи. Теперь на месте станции белеют каменные развалины. Пруд тоже стал не нужен, поэтому и заботиться о нем стало некому. Плотину, которая почти 25 лет задерживает воду на Покровском пруду, ни разу не ремонтировали.

Последствия такого отношения начали сказываться на жизни баяндаевцев два года назад. В декабре 2004 года вода размыла плотину и затопила огороды, дома, приусадебные постройки жителей райцентра. Спустя год, прошлой зимой, на плотине Покровского пруда любители легкой наживы украли одну сифонную трубу. На ее место ничего не поставили, поэтому плотина дала трещину. В феврале вода пошла сквозь этот проем, и местные жители вынуждены были задерживать воду своими силами - трещину закидали снегом и льдом. Весной рабочие прорыли канаву в плотине, чтобы вода ее не размывала. Сейчас плотина сдерживает около миллиона кубометров воды, в зоне возможного затопления - Шехаргун, Покровка, Баяндай.

Искусственное озеро - излюбленное место отдыха местных жителей и приезжих из других населенных пунктов района. Ребятишки ловят здесь карасей, а пастухи сгоняют к пруду стада коров. У шардайцев, как называют себя жители деревни Шехаргун, свое представление об озере...

Тайна Покровского пруда

Как выяснилось, жители деревни Шехаргун еще три года назад обращались к властям с просьбой убрать плотину. В их письме говорилось о том, что Покровский пруд образуют священные родники и течение их нельзя сдерживать запрудами.

Одной из старейших жителей Шехаргуна Галине Ханхасаевне Ангахаевой 72 года. Она родилась и прожила в этой деревне много лет.

- В молодости, помню, на месте озера текла река Унхыр, - рассказывает бабушка Галя - так она попросила называть себя. - С этой реки все возили воду в деревню. Кто на лошадях, в телеге, кто-то в ведрах носил. Вода была чистая, годилась и в стирку, и в пищу. Это была не простая речка. Она брала начало с родника. Ключ Дулей и сейчас еще существует, он считается святым. Для женщин к нему дорога закрыта, но старейшины из нашей деревни всегда проводили там разные обряды. До пруда этот родник течет по разным местам, поэтому и речка называется по-разному. Сначала течет Верхний Дулей, затем он переходит в Нижний Дулей. Ниже по течению реку называют Унхыр, а ближе к пруду - Таархэ. Эта речка и образует пруд. Когда в 1976 году нас, работников колхоза, спросили, нужен ли пруд, все согласились - по берегам реки располагалось 500 гектаров пшеницы, которые нужно было поливать, а в колхозе растили общественный скот, который нужно было поить. Я тогда работала дояркой. Приехали рабочие из Иркутска, вырубили деревья, вырыли яму и поставили плотину. Озеро наполнялось водой несколько лет и окончательно сформировалось только в 1982 году. Но в последние годы, когда пруд уже стал не нужен людям, начались наводнения, и каждое лето на озере тонут люди. Все эти несчастья не случайны. Мы уверены, что духи наказывают людей за пренебрежительное отношение к природе. Священные ручьи нужно освободить, а плотину убрать, тогда бедствия прекратятся.

Новый шаман Шардая

Шехаргун, или Шардай, - ближайшая деревня от Покровского пруда. Маленький, в одну улицу, населенный пункт всегда славился шаманами, которые свято соблюдают традиции своего народа и передают друг другу умение проводить шаманские обряды, приносить жертвы богам и хоронить почтенных старейшин своего рода. Все обряды шехаргунские шаманы из поколения в поколение проводили у истока Дулейского родника. Муж Галины Ханхасаевны Петр Ангахаев был известным шаманом. Он умер несколько лет назад, передав свое дело родственнику - Алексею Шобогорову.

- У меня и дед, и отец были шаманами, - утверждает Алексей Дмитриевич, - а после смерти дяди Петра моя жена стала замечать, что я разговариваю во сне. Потом мне являлись пять духов, и я беседовал с ними. Говорят, что в таких случаях боги наделяют нового шамана необычными способностями. Потом мне пришлось перенести шаманскую болезнь - с утра до вечера испытывал усталость во всем теле. Не зря меня в молодости отец и старейшины деревни учили проводить разные обряды. Это пригодилось - теперь я по просьбе людей занимаюсь жертвоприношениями и присутствую на похоронах односельчан.

Обряды проводятся на самом священном месте - около того самого ключа Верхнего Дулея. К месту таинств не всякая машина проедет - дорога пролегает через поля и небольшой лесок. Особенно часто обряды проводятся летом, когда шаман и старые люди деревни собираются вместе и приносят в жертву барана, когда просят у богов здоровья или дождя, во время тайлагана режут коня. Там в любое время года проводится не менее священный обряд - похороны шамана или старейшин бурятского рода.

- Стариков не хоронят в землю, - объясняет смысл ритуала Алексей Шобогоров. - Их сжигают, а прах развеивают по ветру. Уважаемым людям не стоит лежать в земле - они и после смерти должны быть выше всех и видеть мир.

Обряды проводятся на Верхнем Дулее, а чуть ниже по течению есть место, доступное для всех, - верующие люди приходят сюда помолиться и на счастье бросить в ручей белую монетку.

- Люди часто приезжают отдыхать на озеро, купаются, а про хозяев этого места забывают, вот духи и сердятся. Мы уже давно просили убрать плотину с озера. Говорят, скоро озера не будет.

Пруд ликвидируют

На сельском сходе, который недавно прошел в Баяндае, местные жители решили ликвидировать пруд. Специалисты отдела по чрезвычайным ситуациям согласились с мнением людей.

- Решение о ликвидации было принято еще три года назад, когда к нам обращались с такой просьбой жители деревни Шехаргун, - говорит начальник управления ГО и ЧС Баяндаевского района Геннадий Малгатаев. - Люди действительно тонут на Покровском озере каждое лето. Предостережения не помогают. Но до сих пор острой необходимости в уничтожении плотины не возникало. Сейчас, когда плотина уже больше года находится в аварийном состоянии и существует реальная угроза затопления, пруд окончательно решили ликвидировать. Эта операция обойдется в 300 тысяч рублей. Сейчас ждем перечисления денег из бюджета. Надолго этот процесс не затянется - нужно успеть до морозов. Рабочих, которые будут заниматься ликвидацией озера, нашли в Усть-Орде. Они сказали, что все работы займут две недели, так как воду нужно будет спускать постепенно, направляя ее в нужное русло. Специалисты уверены, что с исчезновением пруда потопы прекратятся, а жители Шехаргуна надеются, что этим самым удастся задобрить хозяев этих мест.

Метки:
baikalpress_id:  6 088
Загрузка...