Виктор Мантыков: "Мы должны сохранить свой язык и культуру!"

Виктор Мантыков известен в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в первую очередь как директор знаменитой Обусинской средней школы. Именно в период его директорства школа в небольшом селе Осинского района стала экспериментальной площадкой по созданию модели бурятской национальной школы. За эти годы это учебное заведение пять раз становилось школой года России, получало звание "Школа века".

Глубокое погружение ребятишек в изучение родного языка стало основой всего эксперимента. Теперь, по прошествии времени, уже можно сказать, что эксперимент удался: выпускники местной школы улетают в жизнь с двумя крыльями — одинаково хорошим знанием и русского, и бурятского языков.

Начиналось все едва не с нуля. Директор школы Виктор Мантыков, который занимал этот пост с конца 80-х годов, сил на эксперимент жалеть не стал. Ездил за опытом в другие места, даже в неблизкий город Улан-Удэ, чтобы школа села Обуса, как и положено в бурятской деревне, заговорила на родном языке.

Многие десятилетия образовательные учреждения УОБАО ничем не отличались от национальных школ всей России и работали по единому с ними плану. Результат был, мягко говоря, плачевным: в частности, в округе успело вырасти не одно поколение, не знающее собственной культуры и с пятого на десятое умеющее говорить на родном язык.

Обусинские педагоги-новаторы начали с того, что отошли от принципа предметного изучения языка. Напротив, все предметы в начальной школе стали преподавать на бурятском. Подключили к этому и дошкольное воспитание: здесь, в Обусе, садик тоже национально ориентирован — родной язык ребятишки осваивают, пока ходят пешком под стол. Ну и к тому же Обуса — традиционное бурятское село, и в семьях принято общаться на родном языке, а не на русском.

К концу XX века в автономии были утрачены традиции преподавания на родном языке, не было литературы. Понемногу копили опыт, подобрался сильный учительский коллектив, многие учебные программы пришлось пересмотреть; ввели новые предметы — географию и историю родного края, животный и растительный мир нашего края, творчество поэтов и писателей округа, происхождение и расселение западных бурят, бурятский исторический роман. Учебниками время от времени помогали улан-удэнские лицеи. Обусинцы разработали свой букварь с картинками — помогла учительница Елизавета Николаевна Шайкова.

Главная задача эксперимента выполнена: создана модель бурятской школы, преподавание в которой ведется на родном языке. В учебный процесс, выражаясь научным языком, введено региональное этнокультуроведение. Обеспечено двуязычное образование федерального уровня.

Сейчас Виктор Мантыков возглавляет Боханский филиал Бурятского государственного университета. Как человек, увлеченный не только теорией педагогики (кандидат педагогических наук), но и практик, сумевший добиться открытия эксперимента в Обусинской средней школе по изучению бурятского языка, внесенного в прошедшем году в Красную книгу исчезающих языков ЮНЕСКО, он сумел дать конкретный ответ на вопрос: не потеряет ли коренной народ свое "я", проголосовав за объединение двух субъектов — Иркутской области и Усть-Ордынского округа?

Виктор Михайлович считает, что в целом терять национальное наследие бурятский народ начал давно: нынешнее смешение буддизма, шаманизма и христианства, которое часто наблюдается у людей, — один из признаков этого. Буряты, особенно это заметно среди жителей тех районов, что расположены недалеко от Иркутска, уезжая учиться в город, часто утрачивают национальный язык. К примеру, многие боханские буряты называют родным языком русский.

За 13 лет суверенитета округа мало что изменилось в желании сохранить свою культуру, традиции, язык. Проведение Сагаалгана и Сур-Харбана укрепляет, но не гарантирует сохранение национальной самобытности. Из 237 средних школ округа только в 99 изучают родной язык. Школы, открываемые как национальные, изучают его на уровне факультативов. Одна из причин утраты языка — нехватка высококвалифицированных кадров, которые смогли бы самостоятельно разрабатывать методики изучения и преподавания языка. При объединении субъектов вопрос о закрытии национальных школ даже не рассматривается. Напротив, в начале января в округе был принят в первом чтении закон "О национальной образовательной политике", которая поможет исправить ситуацию. К 5,5 тыс. детей округа, владеющих родным языком, прибавятся остальные, желающие общаться на языке предков.

Директор филиала БГУ видит при объединении в основном положительные моменты: появится возможность научного сотрудничества с Байкальским государственной университетом экономики и права, с Иркутским государственным университетом. Предварительные наработки уже имеются. Рассматривать областные вузы в качестве конкурентов нет смысла. Филиал в течение пяти лет пользовался определенной популярностью среди местных абитуриентов, зачастую не имеющих материальной возможности жить и учиться в городе. Конечно, он будет востребован при сохранении числа бюджетных мест и предполагаемом увеличении специальностей как очного, так и заочного обучения. А сохранение национально-гуманитарного института (факультета бурятской филологии) поможет решить вопрос дефицита национальных педагогических кадров.

Метки:
baikalpress_id:  4 788
Загрузка...