Женское родословие

В родословную жительницы Гушита Эхирит-Булагатского района вошли имена женщин разных национальностей и времен

Составить генеалогическое древо Людмилу Александрову этим летом попросил муж — в конце концов, все должны знать свои корни и в случае обряда поминать предков как положено — не меньше девяти колен. Людмила Калиновна, несмотря на занятость — за детьми присмотреть, с хозяйством управиться да еще и на рынок съездить, — за дело взялась с небывалой серьезностью. И после первого же экскурса в прошлое сделала для себя несколько открытий...

Новые родственники

О том, что у каждого бурята родственников больше, чем чужих, она догадывалась. Все гушитские вышли из одного — хоринского — рода, воинственного и гордого, вытеснившего некогда коренных жителей в соседние пределы. Но кто же знал, что среди родственников окажется даже учитель из олойской школы Петр Максимович Ласкин, у которого учатся ее дети. Сколько с ним встречалась, сколько общалась (он родом из Алужино, она из Гахан), но даже и представить не могла, что у детей и учителя общий предок в восьмом колене рода Бобуевых.

Родословную рода Бобуевых, как и в стародавние времена, поведал по памяти сосед Людмилы дядя Гоша — Георгий Бобуев. Но даже он помнит лишь имена и даты жизни предков, причем не ранее XIX века. О тех, кто жил раньше, удалось узнать из специальной литературы: гушитский род на территории эхиритов и булагатов был пришлым. Родоначальницей рода, по преданию, была шаманка — бабушка Бэр. Сведения о ней были записаны ученым-этнографом Михайловым в 1917 году со слов гушитского старейшины Хаматана Имеева и больше напоминают улигеры (легенды) той поры. Жила бабушка Бэр в Монголии, пока там не случился потоп: реки и озера вышли из берегов и стали топить людей и животных. Шаманка Бэр благодаря своему волшебству осталась невредимой — превратилась в птицу и, улетев, нашла остров Тойма во внешнем море. Бабушка Бэр имела сына Боронута (основатель гушитского рода), который в свою очередь — сына Алагтая. По одному из преданий, Алагтай имел восьмерых сыновей, двое из которых остались возле последа матери на территории нынешнего Гушита, а остальные уехали в Забайкалье.

Женское начало

Следующее открытие еще больше поразило Людмилу Калиновну — оказывается, в их роду есть татары, белорусы, украинцы, русские, таджики... Все живут дружно. В родословную всех внесла, независимо от того, по чьей линии — мужской или женской — пришли новые родственники и в какое время. К примеру, кореянка в их роду появилась совсем недавно благодаря женитьбе все того же учителя Петра Ласкина, а украинцы и белорусы — два поколения назад. Советское время — его не вычеркнешь — внесло свои коррективы в традиционное родословие и усилило роль женщины. Испокон веков родословную составляли по мужской линии — упоминались лишь родоначальницы вроде бабушки Бэр, но память сохранила и замечательных женщин нового времени. Людмила Калиновна не ставила перед собой цели восстановить историческую справедливость в отношении своего пола. Но получилось так, что, добывая сведения о своих корнях, она поняла, что мать в истории родов играла далеко не последнюю роль. Всегда — если не все — начинается с нее. С женщины.

В эпосе соседского Кукунутского аймака рассказывается о худаевском роде, из которого вышла знаменитая шаманка Дудэй (Дуулиа-гайж басагаж Дуудей мэргэи), которая, имея, как и бабушка Бэр, девять посвящений, умела превращаться в птицу.

Людмила Калиновна говорит:

— Сказка это или правда, только в моем бозоевском роде Хамагановых есть не менее достойные женщины...

Составив родословную мужа (с небольшими белыми пятнами), Людмила Калиновна взялась за свое происхождение. И прежде всего — за женское. Ее родственники из Гахан уже имели родословную (начало в XIII веке), но среди них по обычаю не было ни одного женского имени. Где искать? Подсказала тетушка Анна Абрамовна Бажгеева, проживающая в Иркутске, — ее мама Харлахан, по-русски Катя, пережила на своем веку столько, что иному мужчине станет в укор. Выдали замуж за нелюбимого — убегала пять раз. Ловили и возвращали. Последний раз поймали с ребенком. Суд старейшин с перевесом в один голос сына отдал отцу, и Катя пошла в партизаны. Что ею руководило? Красивые глаза, бесшабашный характер? Получив ранение, вернулась к мирной жизни. Но сын, ее родной сын, так и вырос, не зная матери...

— Сколько талантливых женщин дала наша земля, — говорит Людмила Калиновна, — о них мы практически ничего не знаем... Ко мне приезжают разные люди, и я всегда спрашиваю: "Кто ваши предки?" Мало кто знает. Но если знают — прошу рассказать. И очень часто случается так, что в каком-нибудь восьмом или девятом колене мы находим общих родственников. Разве это не интересно? За полгода у меня собралось уже столько материала, что хоть книгу пиши...

Метки:
baikalpress_id:  37 051