Белорусы Приангарья помнят о родине и в Сибири

В деревне Чарчэт прошли "Беларускiя вячоркi"

На сегодняшний день в Иркутской области и УОБАО, по самым скромным подсчетам, проживает не менее 50 тысяч белорусов. Это одна из самых активных в творческом плане национальностей: постоянно проводятся различные обряды, вечерки, летом обязателен праздник Ивана Купалы. В УОБАО белорусы проживают в основном на территории Баяндаевского района

Как белорусы в Сибирь пришли

Когда появились первые белорусы в Иркутской области сказать трудно. По данным Олега Рудакова, председателя Иркутского товарищества белорусской культуры, многие ученые доказывают, что выходцы из Беларуси были в составе первых экспедиций казаков и первопроходцев в Сибири. В начале XVII в. между Московским государством и Великим княжеством Литовским (основу этого государства составляла Беларусь) велись постоянные войны. Пленных московское правительство отправляла в Сибирь, но не в качестве ссыльных каторжников, а в качестве первопроходцев и воинов. Правда, называли выходцев из Беларуси тогда не белорусами (это название закрепилось лишь в XIХ веке), а литвинами — по названию государства.

Вскоре в Сибири появляются целые деревни белорусов из Великого княжества Литовского, или, как его кратко называли, Литвы. Вторая волна связана с участием белорусов в восстаниях 1830 и 1863 годов. Тогда, особенно после подавления восстания 1863 г., белорусов ссылали в Сибирь целыми деревнями. Но так как в основном это были католики, то зачастую их называли поляками. Так в Иркутск попали Ян Черский, уроженец Северо-Восточной Беларуси (Витебская губерния), Юзеф Калиновский, ближайший помощник Кастуся Калиновского — руководителя восстания в Западной Беларуси.

Третья волна связана с реформами Столыпина. Начиная с 1903 года в иркутский край потянулась целая вереница переселенцев. Они стали основывать поселения, сохраняя свой уклад и даже манеру строить дома. Так были образованы деревни Анучинск Балаганского района, Тургеневка Баяндаевского района, Андрюшино Куйтунского района и другие. Четвертая волна — 30-е годы ХХ века, причем это не только политические ссыльные. В 1936—1937 гг. объявленная коллективизация заставила переезжать в Сибирь многих крестьян, не желавших идти в колхозы. В Сибири же им пообещали, что они будут жить единолично. Правда, слова, как водится, не сдержали, и уже в 1939 году коллективизация прошла и в Сибири. Пятая волна связана с комсомольскими стройками. Самая же массовая волна переселенцев из Беларуси связана с Чернобыльской катастрофой и выводом ракетных войск из Беларуси.

День сегодняшний

В Иркутске давно и успешно работает товарищество белорусской культуры им. Черского. Причем его деятельность не ограничивается только областным центром. К примеру, в деревне Тургеневке Баяндаевского района нередко отмечается купальская ночь. Белорусы — единственный народ Европы, который сохранил многовековой языческий уклад купальской ночи, которую они встречают на неделю раньше, чем традиционный праздник Ивана Купалы.

Купала, однако, праздник летний. Но есть повод встретиться и в холодное время года. Так, 12 ноября иркутские белорусы собрались в деревне Чарчэт Тайшетского района. Она была образована белорусскими переселенцами в 1903 году. В празднование 100-летнего юбилея, 20 сентября 2003 года, Иркутское товарищество белорусской культуры имени Яна Черского впервые и познакомилось с этой удивительной деревней. С того момента пошла хорошая традиция посещать друг друга и проводить совместные мероприятия.

Как сообщил газете "Окружная правда" Олег Рудаков, деревня Чарчэт находится уж очень далеко — только по прямой до нее 650 километров. А добираться еще сложнее. И все же молодежный клуб "Крывiчы" ИТБК им. Черского это не остановило. Тем более что администрация Тайшетского района предложила помощь: частично оплатила дорогу на поезде и предоставила автобус до Чарчэта.

12 ноября Иркутское товарищество белорусской культуры им. Я.Д.Черского провело с местными жителями совместный праздник — "Беларускiя вячоркi". Главная цель этого мероприятия — активизировать молодежь села в плане изучения и возрождения древней формы молодежного досуга. Другими словами — показать молодежи, как в наших новых современных условиях можно прекрасно и весело устраивать вячоркi по древним традициям бабушек и дедушек.

Вначале участники молодежного клуба "Крывiчы" (всего из Иркутска приехало 9 человек) показали небольшую сценку "У хаце", где отразили, как обычно начинались вячоркi, как в дом к одной из девушек приходят подружки и уговаривают ее отца разрешить собраться на посиделки. Конечно, сценка была с долей юмора и отец сразу-то не согласился. Но находчивые девушки найдут способы убедить недовольного хозяина хаты... Потом начались песни, пляски, игры. Причем как под традиционную белорусскую музыку, так и под белорусский фольк-модерн. Кстати, зрителей на вячорках не было — все были вовлечены в праздник.

По словам Олега Рудакова, эта поездка в область не единственная. Не исключено, что иркутские белорусы отправятся в гости в землякам и в УОБАО.

Загрузка...