Ученому с мировым именем Надежде Шаракшиновой исполняется 90 лет

В честь женщины, которая боролась за сохранение бурятского культурного наследия, будет названа улица и открыт музей в поселке Бохан

Иркутский государственный университет собирается отметить 90-летие со дня рождения Надежды Шаракшиновой проведением научной конференции. Об этом "Окружной правде" сообщила Елена Шаракшинова, заместитель декана филологического факультета ИГУ по учебной части.

Конференция назначена на 13—15 октября 2005 года и уже приобрела статус международной. Доклады подготовят не только участники из Иркутска, Бурятии, но и из Монголии, Японии, Венгрии, Франции. В рамках конференции назначено открытие музея памяти Надежды Шаракшиновой в Бохане, а также официальное присвоение имени ученого одной из боханских улиц. По предварительным данным, улица находится в микрорайоне Северном, на ней находятся дома, построенные для преподавателей БГУ.

За изучение "Гэсэра" гнали с работы

Надежда Осиповна Шаракшинова — первый дипломированный ученый в области бурятской филологии и фольклористики, опубликовала 150 научных работ. За научный интерес к народному эпосу она была отстранена от работы, практически выслана из Улан-Удэ, но так и не отказалась от любви к бурятской культуре.

Надежда Шаракшинова родилась в Бохане в 1915 году. Ее отец был учителем в школе, занимался переводами рассказов с русского на родной бурятский, увлекался историей Монголии, собирал материалы о шаманизме. Односельчане время от времени слушали улигеров — существовала такая традиция. Конечно, отец всегда брал дочь с собой на эти слушания. Он выучил маленькую Надежду старомонгольскому языку, который тогда мало кто знал. Все это определило во многом интересы и судьбу девочки.

Сразу после окончания школы, в 16 лет, Надежда была направлена в Усть-Тарасу, затем в Заглик и Тарасу, работать учительницей. Очень скоро талантливую девушку, отлично владевшую монгольским и русским языками пригласили преподавать в Улан-Удэ. Учеба в пединституте, преподавание на монгольском рабфаке, замужество... После окончания института Надежду направляют в Ленинград — на учебу в аспирантуре Института востоковедения. Она вплотную занимается научной работой. В 1950 г. защищает кандидатскую диссертацию и становится первым дипломированным ученым в области филологической науки и фольклористики из числа женщин-буряток.

В конце 40-х — начале 50-х годов в Бурятии развернулась борьба Бурятского обкома партии против "Гэсэра". Национальный бурятский эпос называли антинародным феодальным элементом. Ученые, защищавшие литературный памятник, снимались с должностей, преследовались как экстремисты, даже изгонялись за пределы республики. Надежду Осиповну это преследование тоже не обошло.

Сразу после защиты ею в Ленинграде диссертации в среде сотрудников Бурят-Монгольского научно-исследовательского института появились слухи о том, что Надежде Шаракшиновой предстоит занять кресло директора. Но благодаря инициативе нескольких секретарей обкома, боровшихся с "экстремистскими элементами", на эту должность был назначен другой человек.

Позднее на одном из собраниий сотрудников института стали известны новые факты: Надежда Шаракшинова тайно встретилась на железнодорожном вокзале с другим "вражеским" элементом. Это был монгольский сторонник Гэсэриады, который проезжал через Улан-Удэ в Монголию — к себе на родину. Итогом "клеймения позором" стало торжество борцов за чистоту коммунистической идеологии: Надежду Осиповну уволили с работы. Травля на этом не закончилась, Надежда была вынуждена уехать в Иркутск.

Через три года после изгнания на одной из крупных научных конференций Надежда Шаракшинова выступает с докладом в защиту "Гэсэра", отстаивая подлинную народность произведения. В конце концов "Гэсэр" был полностью реабилитирован, а Надежда Осиповна признана в научном мире как подлинный ревнитель бурятской культуры.

Позже, в 1995 году, она была одним из инициаторов и активным участником празднования 1000-летия "Гэсэра".

Обком КПСС пытался закрыть Бурятское отделение ИГУ

С 1951 года Надежда Осиповна работает в Иркутском госуниверситете. Публикует множество трудов — статьи о бурят-монгольских сказках, о бурятской версии "Гэсэра"... Надежда Осиповна продолжала изучать родной фольклор, собирая материал, ездила по селениям Бурятии, записывала народные песни, сказки, улигеры. Ей повезло: она застала в живых знаменитых певцов эпоса того времени — Аполлона Тороева, Парамона Дмитриева, Папы Тушемилова.

Один из самых крупных трудов Надежды Шаракшиновой — книга "Бурятский фольклор". В ней Надежда Осиповна не только собрала огромное количество фольклорного материала, но и проанализировала и обобщила его. До этой работы бурятская мифология совершенно не была изучена. Материал собирался по крупицам в течение многих лет. После выхода в свет "Бурятского фольклора" прошла целая эпоха — более 40 лет, а эта книга в национальной фольклористике остается единственным трудом такого масштаба.

В 1970 году Надежда Осиповна сумела отстоять Бурятское отделение ИГУ перед обкомом КПСС, которое в то время пыталось закрыть отделение, созданное в 1944 году, "за ненадобностью". Сейчас, спустя 61 год со дня открытия отделения, конкурс при поступлении по-прежнему стабилен — 2—3 человека на место. В этом году, по словам преподавателей, желающих стать специалистами-языковедами больше, чем обычно, и в том, что бурятское языковедение развивается, большая заслуга Надежды Осиповны Шаракшиновой.

Загрузка...